Законодательство регулирующее прокурорский надзор

Законодательство регулирующее прокурорский надзор

Осуществление прокурорского надзора — основные понятия


Содержание: Определение Прокурорский надзор – это форма деятельности органов прокуратуры на досудебной стадии, направленная на обеспечение законности, а также на выявление, устранение и предупреждение нарушений норм законодательства. Прокурорский надзор является специфическим направлением, т.к. не представляет ни одну из трех ветвей власти. Целью данной структуры служит осуществление вневедомственного надзора за исполнением законодательных норм и принятие определенных мер по отношению к нарушителю этих норм.

Основные признаки прокурорского надзора:Осторожно!

Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления).

Если нет возможности написать самому, .

  1. деятельность осуществляется посредством системы органов централизованного характера;
  2. надзорную деятельность выполняют только прокурорские органы;
  3. надзор осуществляется именем РФ.

Под целями прокурорского надзора понимают результат, на который направлена деятельность прокуратуры в общем и прокурорского надзора в частности.

Цели обусловлены иерархическим статусом организации и ее местом во всей прокурорской системе.

Они определены в главном законодательном акте страны – Конституции РФ, а также ряде законов о прокуратуре.

Наиболее подробно цели раскрыты в п.2 ст. 1 Закона о прокуратуре, согласно которому орган должен обеспечить:

  1. защиту прав и свобод;
  2. защиту охраняемых законом общественных и государственных интересов.
  3. единство и укрепление законности;
  4. верховенство закона;

Задачами прокурорского надзора выступают более узкие и конкретизированные категории.

Их намного больше, чем целей. Содержание, состав субъектов и средства для решения задач отличаются друг от друга и зависят непосредственно от органов прокуратуры, которые определяют и решают круг задач. Их можно разделить на 3 разновидности в зависимости от иерархии:

  1. частные.
  2. специальные;
  3. общие;

Общие задачи регламентируются на основании положений Конституции, Закона о прокуратуре, УПК РФ и ГПК РФ.

Их целью является укрепление норм законодательства и защита от посягательств:

  1. на политические, трудовые и жилищные права, а также на интересы граждан, прописанные в Конституции РФ и уставах субъектов;
  2. на права и интересы предприятий, учреждений и организаций, представленные во всех формах собственности.
  3. на общественный и государственный строй;

Указанные задачи осуществляются в рамках каждого из направлений прокурорского надзора, именуемого отраслью.

Суть и содержание специальных задач формируются из общих задач в каждой отрасли. Примерами специальных задач выступают:

  1. гарантия обеспечения законности нормативных правовых актов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре;
  2. обеспечение исполнения законодательства уполномоченными субъектами.

Основными задачами прокурорского надзора выступают:

  1. гарантия соблюдения Конституции и исполнения норм закона правоохранительными структурами.
  2. обеспечение законности издаваемых уполномоченными ведомствами актов;

Частные задачи более многообразны и обширны по сравнению с общими и специальными.

Они классифицируются в зависимости от отрасли прокурорского надзора и вида правового действия, которое применяется в конкретной ситуации.

Нельзя привести перечень всех частных задач, т.к. они не являются постоянными и зависят от ряда определенных условий, способствующих их возникновению.

К ним, например, относятся:

  1. истребование нормативных актов для осуществления их проверки на соответствие закону;
  2. получение правового акта с нарушениями после его издания.
  3. сбор сведений о факте нарушения закона;

Прокурорский надзор также выступает учебной дисциплиной, которая является частью общеобразовательной программы.

Определение Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная система органов, которая осуществляет от имени государства контроль за соблюдением конституционных норм и иных законов. Ее действие распространяется на всю территорию страны. Прокурор участвует при рассмотрении дел судами, если это предусматривает уголовно-процессуальное законодательство (ст.
Прокурор участвует при рассмотрении дел судами, если это предусматривает уголовно-процессуальное законодательство (ст.

37 УПК РФ), гражданско-процессуальное законодательство (ст. 45 ГПК) и административное (ст. 25.11 КоАП РФ). Также он занимается рассмотрением жалоб и обращений населения.

Если прокурор находит нарушение закона по тем или иным обстоятельствам дела, то он принимает следующие меры: протесты, представления, предостережения.

Также прокурор имеет право подать исковое заявление в суд для защиты конкретного лица или круга лиц, если они не в состоянии обратиться самостоятельно.

Рассмотрим подробно иерархию органов прокуратуры, представленную целостной системой:

  1. ниже в иерархии находятся прокуратуры в субъектах государства;
  2. далее следует Управление Генеральной прокуратуры страны в 7 федеральных округах;
  3. высшим звеном выступает Генеральная прокуратура РФ, во главе которой стоит Генеральный прокурор;
  4. затем – районные и городские прокуратуры.

Генеральный прокурор стоит во главе Генеральной прокуратуры. У него есть первый заместитель и заместители, которых назначает Совет Федерации.

Обязанности между подчиненными распределяет Генеральный прокурор.

Что касается прокуратуры субъектов Федерации, то здесь, в соответствии с делением на административно-территориальные единицы, городские и районные прокуратуры находятся в подчинении прокуроров республик, краев, областей и автономных округов. В ряде республик, краев, областей и автономных округах функционируют межрайонные прокуратуры, надзорная деятельность которых распространена на территориях нескольких районов. В прокуратуру субъекта входит коллегия в составе:

  1. его первого заместителя и заместителей;
  2. прокурорские работники, назначенные прокурором субъекта.
  3. прокурора субъекта;

В самом низу иерархии системы – городские и районные прокуратуры.

Их возглавляют прокуроры, за ними – первые заместители, заместители, помощники и следователи. Срок полномочий прокурора – 5 лет.

Важно отметить, что в больших городах созданы городские прокуратуры для осуществления оперативного руководства.

Они подчиняются прокурору субъекта Федерации, в то время как под их руководством находятся районные структурные подразделения.

Военная прокуратура выступает автономным органом, при этом она включена в систему Генеральной прокуратуры в своей части, а именно там, где действует Главная военная прокуратура. Одним из главных направлений прокурорского надзора выступает надзор за исполнением и соблюдением законов.

Предметом данной отрасли выступает:

  1. соответствие законодательным нормам нормативных правовых актов.
  2. соблюдение конституционных норм и исполнение закона, которые распространяются на территорию государства;

Рассматриваемая отрасль – очень сложная и обширная, т.к. действие прокурорского надзора распространено на множество субъектов и объектов, которыми являются физические и юридические лица.

Для осуществления данного вида надзора необходимо провести проверку правовых актов в больших объемах. Проводимая проверка делится на два вида: исполнение закона и законности юридических актов.

В обязанности прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона на стадии предварительного расследования входят:

  • Установление надзора за соблюдением законности и обоснованности прекращения ведения уголовного дела и уголовного преследования, опираясь на нормы уголовно-процессуального законодательства.
  • Реализация защиты прав и интересов потерпевших лиц. Прокурор должен принять все возможные меры для восстановления нарушенных прав и для компенсации причиненного морального и/или материального вреда.
  • Незамедлительное реагирование на факты нарушения закона на любой из стадий уголовного процесса, начиная с того момента, когда произошла регистрация заявления о совершенном преступлении вплоть до принятия окончательного решения прокурором.

Другим важным направлением прокурорского надзора выступает обеспечение и защита прав и свобод граждан. В российском праве существует разделение прав и свободы человека и гражданина на 3 категории:

  • Вторая группа – политические права и свободы, благодаря которым гарантируется участие населения в политической жизни страны. Прокуратура охраняет данные права, в т.ч. права на свободу слова, мысли, совести, право на объединение и создание профсоюзов, на проведение митингов, демонстраций и шествий.
  • Третья группа прав – экономические, культурные и социальные права. Они обеспечивают социальную защиту граждан, способствуют достижению экономических целей и активному участию в процессе производства. Прокуратура охраняет права и свободы граждан, защищает право на применение своих способностей и недвижимости для реализации предпринимательства. Также обеспечиваются права: частной собственности на землю, на выбор сферы деятельности и специальности, на предоставление медицинской помощи и т.д.
  • Личные права (право на жизнь, на свободу, на неприкосновенность частной жизни и т.д.). Охраняя данные права, прокуратура обеспечивает цивилизованные условия для функционирования развитого гражданского общества, а также обеспечивает гарантии правовой охраны личности.

Прокурорский надзор в качестве отрасли права является системой юридических норм, которые регулируют прокурорскую деятельность в сфере обеспечения конституционных норм, а также по соблюдению и исполнению законодательных актов, защиты прав и свобод граждан и интересов личности.

содержит в себе принципы, на основе которых действуют органы прокуратуры. Ст. 129 Конституции регламентирует, что прокуратура является единой централизованной системой с иерархической структурой ниже- и вышестоящих прокуроров. Здесь же закрепляется порядок назначения Генпрокурора и его освобождения от должности.
Здесь же закрепляется порядок назначения Генпрокурора и его освобождения от должности. Это положение Конституции регламентирует автономность прокурорского надзора от трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной, а также обеспечивает независимость их деятельности.

Помимо этого, данное положение устанавливает вертикаль управления всей системы прокуратуры так, что надзор реализуется на всех ступенях власти, т.е. вне зависимости от местных направлений и установок.

В содержится 7 разделов, в состав которых входит 54 статьи.

Правовой акт определяет все цели и задачи деятельности прокуратуры, ее функции, принципы, полномочия должностных лиц, порядок их назначения и т.д. В законе указан предмет прокурорского надзора по каждому направлению.

В связи с тем, что деятельность прокурорского надзора распространена на иные сферы правовых отношений, полномочия должностных лиц также отражены и в других федеральных законах. В статье 30 Закона о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым полномочия прокурора за исполнением законов органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью (ОРД), дознанием и предварительным следствием, регламентируются в уголовно-процессуальных законодательных актах и иных федеральных законах. Так, полномочия прокурора, связанные с уголовным преследованием и надзором за исполнением законодательства органами дознания и в отношении приставов-дознавателей, содержатся в нормах УПК РФ.

Положения о деятельности прокурора в административном судопроизводстве регламентированы в ст.

25.11 КоАП РФ. Например, к ним относятся полномочия:

  1. об участии в рассмотрении дел об административных правонарушениях, о заявлении ходатайств и заключений по вопросам, возникшим в процессе рассмотрения дела;
  2. о возбуждении дел об административных правонарушениях;
  3. о протесте на постановление по делам об административных правонарушениях вне зависимости от участия в рассмотрении дела.

Нормы международных договоров РФ регламентируют множество норм, затрагивающих организацию деятельности органов прокурорского надзора.

К таким актам относится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993. Указы Президента РФ также регламентируют вопросы деятельности прокуратуры.

Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ играют существенную роль в прокурорской деятельности. Он может издавать: приказы, указания, распоряжения.

Право заниматься законотворческой деятельностью Генеральному прокурору РФ содержится в Законе о прокуратуре. Перечисленные акты принимаются, как правило, в связи с текущими обстоятельствами, требующими оперативных решений.

Правовые Акты Генерального прокурора РФ должны соответствовать ряду требований:

  1. не иметь противоречий с Конституцией и федеральными законами;
  2. быть обязательными для исполнения.
  3. исходить от уполномоченных на то лиц – представителей прокуратуры;

Издаваемые правовые акты имеют обязательное значение для всех должностных лиц поднадзорных учреждений.

24. Иные законы, регулирующие деятельность органов прокуратуры и прокуроров

Деятельность органов прокуратуры и прокуроров регулируется помимо Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ» рядом других федеральных законов , прежде всего это: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ .

Эти нормы определяют порядок деятельности прокурора в сферах предварительного следствия и дознания, уголовного, гражданского, административного и арбитражного судопроизводства.Также деятельность прокуратуры регулируют следующие Федеральные законы:

«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

, «Об основах государственной службы Российской Федерации», «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» .Деятельность военных прокуроров помимо этого регулируется законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» . Определенные нормы в отношении работы прокуроров предписываются трудовым законодательством и др.Для организации и деятельности прокуратуры большое значение имеют Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и Положение о классных чинах , утвержденные Президентом РФ.Также большую роль играют издаваемые Генеральным прокурором приказы, распоряжения, указания, инструкции и положения, которые являются обязательными для всех работников учреждений и органов прокуратуры.

На основе законов и нормативных актов, изданных Генеральным прокурором, прокуроры субъектов РФ могут издавать свои приказы, указания и распоряжения; для подчиненных им работников эти акты также являются обязательными.Кроме того, ряд направлений прокурорской деятельности регулируется в соответствии с межгосударственными и международными соглашениями и договорами (например, это соглашения и договоры, заключаемые между прокуратурами стран – членов СНГ). Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

18. Правовое регулирование прокурорского надзора

ВикиЧтение Прокурорский надзор.

Шпаргалки Смирнов Павел Юрьевич Поиск Содержание Основными законодательными актами , которые определяют принципы организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, являются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно ст. 129 Конституции РФ, прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.Благодаря закрепленному в Конституции РФ принципу единства и централизации системы прокуратуры возможно проведение Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами единой политики по проведению надзора за соблюдением законов.Порядок назначения на должность прокурора также определен в Конституции РФ: Генеральный прокурор назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Назначение всех остальных прокуроров находится в компетенции Генерального прокурора.

(Назначение прокуроров субъектов РФ производится Генеральным прокурором по согласованию с субъектами РФ.) Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» универсален, т.

е. определяет всю организацию, порядок деятельности прокуратуры РФ: 1) все направления прокурорской деятельности; 2) предмет прокурорского надзора; 3) пределы прокурорского надзора; 4) полномочия прокуроров; 5) порядок прохождения службы прокурорами, и многое другое. Уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная, арбитражно-процессуальная и иная деятельность прокуроров регулируется иными нормами законодательства, которых ФЗ «О прокуратуре РФ» не подменяет и не заменяет, но иногда возможна конкуренция норм этих законов.

Если полномочия прокурора предусматриваются в каком-либо процессуальном законе, то в соответствующих актах прокурорского реагирования необходимо руководствоваться именно этими нормами и ссылаться на них. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес § 2.1. Административно-правовое регулирование формирования служебного прокурорского аппарата и прохождения службы В современной России прохождение государственной службы является сложным правовым явлением и связано с комплексом социально-экономических отношений.

4. Предмет, объекты и субъекты прокурорского надзора Предметом прокурорского надзора является сфера общественных отношений; деятельность прокурора направлена на регулирование тех общественных отношений, которые связаны с соблюдением норм Конституции Российской 6. Методика и тактика прокурорского надзора Методика прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных, практически апробированных методов, приемов и способов реализации правовых средств для осуществления прокурорского надзора.Законодательство 7. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора Будучи специфическим видом государственной деятельности, прокурорский надзор характеризуется единством целей (выявление, предупреждение и устранение правонарушений), системы прокуратуры и правовой базы ее 15.

Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора В целях соблюдения принципа независимости прокурорской деятельности Федеральный закон «О прокуратуре РФ» утверждает недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора (ст. Основными законодательными актами , которые определяют принципы организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, являются Конституция 32. Цели и задачи прокурорского надзора Цели прокурорского надзора – это результат, на который направлена в целом деятельность прокуратуры.

Изложение целей деятельности органов прокуратуры можно найти в ФЗ «О прокуратуре РФ»:1.

Обеспечение верховенства 35. Принцип единства прокурорского надзора Принцип единства заложен законодательно: в соответствии с Конституцией РФ прокуратура является единой федеральной системой территориальных и специализированных (военных, транспортных, природоохранных и других) прокуратур, 36. Принцип законности прокурорского надзора Это самый важный принцип организации и осуществления прокурорского надзора, который является необходимым условием соблюдения всех прочих принципов.

Суть его состоит в том, что вся деятельность прокуратуры происходит строго 37. Принцип независимости прокурорского надзора В осуществлении надзорной деятельности каждый прокурор независим от каких бы то ни было органов, учреждений, организаций и общественных объединений. Он действует строго в соответствии с законами и руководствуется помимо 114.

Эффективность прокурорского надзора Эффективность прокурорского надзора представляет собой максимально успешное выполнение прокурором задач по укреплению законности, ликвидации преступности и устранению причин и условий, ее порождающих, с минимальной затратой 63.

Предмет прокурорского надзора При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и 1.

Основные понятия и значение прокурорского надзора Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на 3.