Закон о бесхозяйном имуществе

Закон о бесхозяйном имуществе

Закон о бесхозяйном имуществе

Статья 225. Бесхозяйные вещи


1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался , о находке ( и ), о безнадзорных животных ( и ) и кладе , право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.3.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.4.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи

Новая редакция Ст.

225 ГК РФ 1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. 2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. 1. Понятие бесхозяйных вещей является собирательным: оно охватывает движимые вещи, приобретение права собственности на которые подробно изложено в следующих статьях ГК: а) движимые вещи, от которых собственник отказался, — ст. 226 ГК; б) находка, в том числе особенности находки безнадзорных животных, — ст.

ст. 227 — 232 ГК; в) клад — ст. 233 ГК. 2. При приобретении права собственности способами, указанными в ст. ст. 226 — 233 ГК, законодательством предоставляется весьма привлекательный льготный срок по сравнению со сроком приобретательной давности.

При этом если нарушены условия приобретения права собственности на бесхозяйные вещи, это право не может быть приобретено вообще даже по .

3. Порядок приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимость непосредственно описан в п. 3 комментируемой статьи. 1. Норма п.

1 комментируемой статьи носит общий характер по отношению к специальным правилам, регулирующим различные первоначальные способы приобретения права собственности (ст. ст. 226 — 233 ГК РФ). Ее значение состоит в отказе от ранее действовавшей презумпции государственной собственности на бесхозяйное имущество.

Действующий ГК сохраняет лишь презумпцию права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (п.

2 ст. 214). Следовательно, земля и природные ресурсы не могут стать бесхозяйными.

2. Правила настоящей статьи не могут также применяться к объектам, изъятым из оборота (ст. 129 ГК РФ). Не может считаться бесхозяйным наследственное имущество до вступления наследников в права на наследство, имущество, находящееся на хранении в порядке секвестра (ст. 926 ГК РФ), равно как и иное имущество, по поводу которого ведется гражданский спор в установленных процессуальных формах.

3. Не считается бесхозяйным также имущество, находящееся в незаконном владении лица, которое не имеет права собственности на имущество, которым владеет.

Из п. 3 ст. 225 следует, что на учет берется наличное имущество, не находящееся во владении собственника или третьих лиц. Поэтому, если имуществом владеет какое-либо лицо, получившее его не иначе, как в качестве бесхозяйного, и владеет им для себя (как своим) или в интересах иного определенного лица, применение к этому имуществу норм ст. 225 невозможно. Однако после того, как имущество взято на учет и принято во владение уполномоченным органом, он имеет право истребовать его от лиц, незаконно завладевших им после принятия на учет.

Не может считаться бесхозяйным имущество, которого не имеется в наличии либо предположительно существующее имущество. 4. Процедура обращения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества установлена в п.

3 ст. 225. К приобретению бесхозяйных вещей, а также вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК РФ), потерянных вещей (ст. ст. 227, 228 ГК РФ), безнадзорных животных (ст.

ст. 230, 231 ГК РФ), клада (ст.

233 ГК РФ) могут применяться нормы о приобретательной давности (ст.

234 ГК РФ), если это не исключается соответствующими нормами. 5. Необходимо отметить, что в случаях, указанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, нормы о приобретательной давности применяются лишь субсидиарно.

Того юридического состава, который предусмотрен ст.

234 ГК, ни в одном из указанных случаев быть не может.

Во всех случаях, когда происходит завладение имуществом, не имеющим известного собственника, и описанных в ст.

ст. 225 — 228, 231, 233 ГК, владелец не может не знать, что он не является собственником имущества.

Следовательно, здесь невозможно добросовестное приобретение имущества, так как добросовестность предполагает прежде всего извинительное заблуждение, в силу которого владелец ошибочно считает себя собственником. Таким образом, когда владелец завладевает имуществом, собственник которого неизвестен, он никак не может считать этим собственником себя.
Таким образом, когда владелец завладевает имуществом, собственник которого неизвестен, он никак не может считать этим собственником себя. Значит, во всех указанных случаях, кроме собственно приобретения по давности в силу ст.

234 ГК, добрая совесть не только не требуется для приобретения права собственности, но, напротив, исключает применение норм ст.

ст. 225 — 228, 231, 233. 6. В то же время закон не указывает на последствия недобросовестности, если понимать под нею осведомленность владельца (приобретателя по ст. ст. 225 — 228, 231, 233) о действительном собственнике вещи.

По-видимому, в силу допущенного владельцем злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) здесь возможен отказ в защите его права на приобретение вещи.

Очевидно, что заявление о злоупотреблении правом вправе сделать либо собственник, либо компетентный орган, принимающий участие в процедурах, описанных в ст. ст. 225 — 228, 231, 233. 7. Другое условие приобретения по давности — владение имуществом как своим собственным — также выполняется с известными особенностями. Обычно владение осуществляется все же как владение чужим имуществом — осознание того, что у вещи нет собственника, исключает другое отношение.

Однако в том случае, когда владение осуществляется в интересах иного определенного лица, приобретение в собственность исключается.

Например, если бесхозяйная вещь передана на хранение профессиональному или иному хранителю, хранение ведется для того, кто передал вещь.

В этом случае, хотя хранитель и осуществляет владение, он не может присвоить себе вещь по нормам ст.

ст. 225 — 228, 231, 233. Например, хозяин стоянки автомашин заявил иск к органам внутренних дел, поместившим на стоянку машину, собственник которой не был установлен, о возмещении затрат на хранение автомашины. После того как в этом требовании было отказано, хозяин автостоянки заявил требование об обращении автомашины в его собственность по ст. 228 ГК. В этом требовании также было отказано на основании того, что он не может считаться лицом, нашедшим потерянную вещь.

Стало быть, условием приобретения вещи в собственность по правилам ст.

ст. 225 — 228, 231, 233 является владение для неизвестного собственника либо владение вещью, не имеющей собственника, но никак не владение вещью как собственной или владение вещью для известного лица. 8. В то же время владение осуществляется открыто. Однако и здесь есть особенности, отличающие от той открытости, о которой говорится в ст.

234 ГК: владелец вещи по ст. ст.

225 — 228, 231, 233 обязан, кроме того, в той или иной форме сделать официальные заявления о вещи.

Наконец, нормами ст. ст. 225 — 228, 231, 233 предусмотрены иные более короткие сроки приобретения вещи в собственность, чем те, которые предусмотрены ст.

234 ГК. 9. Содержащееся в п. 3 ст. 225 указание на то, что бесхозяйное имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принято собственником или приобретено в собственность в силу приобретательной давности, следует понимать в том смысле, что здесь действует общий срок приобретательной давности, указанный в ст. 234. В то же время, как уже отмечалось, владелец не будет считаться имеющим добрую совесть в смысле ст.

234. Собственник вправе истребовать имущество от такого владельца в порядке ст. 301 ГК, при этом ответчик вправе сослаться на истечение срока исковой давности.

10. Во всех случаях, предусмотренных ст. ст. 225 — 228, 231, 233, необходимо и соблюдение специального механизма, включающего вынесение в той или иной форме решения органа, обладающего административной или судебной компетенцией, тогда как приобретение по давности в силу ст. 234 ГК наступает по мере истечения срока и не нуждается в судебном решении, а может быть только подтверждено судом в порядке особого производства.

Стало быть, остается лишь общий результат: приобретение в силу ст. ст. 225 — 228, 231, 233, как и по ст.

234 ГК, происходит без участия собственника и помимо его воли. Смысл этого правила состоит в том, чтобы вещь не находилась длительное время без собственника.

Само по себе это правило, влекущее утрату собственником права помимо его воли, не может быть оправдано соображениями справедливости, а диктуется исключительно нуждами гражданского оборота, требующими упорядоченности имущественных прав.

Однако собственник вправе истребовать вещь, пока у приобретателя не возникло права собственности на нее. Для истребования вещи по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 собственнику достаточно доказать свое право на вещь, поскольку владелец не может считаться добросовестным и не является приобретателем (лицом, получившим имущество по сделке об отчуждении вещи) и, следовательно, не вправе воспользоваться защитой, предусмотренной ст.
225 — 228, 231, 233 собственнику достаточно доказать свое право на вещь, поскольку владелец не может считаться добросовестным и не является приобретателем (лицом, получившим имущество по сделке об отчуждении вещи) и, следовательно, не вправе воспользоваться защитой, предусмотренной ст.

302 ГК. В то же время в течение всего периода, пока осуществляется владение, но еще не приобретено право собственности, владелец вещи имеет защиту против любых третьих лиц, кроме собственника и законного владельца. 11. После приобретения права собственности по ст. ст. 225 — 228, 231, 233 собственник утрачивает свое право и лишен возможности требовать доходы от вещи, истребовать саму вещь и осуществлять иные права, которые может иметь только собственник.

Рекомендуем прочесть:  Судебный пристав где находится

Например, в практике возник вопрос: должен ли суд удовлетворить виндикационный иск собственника, у которого вещь была похищена, истребующего ее от лица, которое получило право собственности в порядке ст. 228 ГК (приобретение права собственности на находку).

Дело в том, что виндикационный иск был заявлен в течение срока исковой давности (три года), но к тому моменту ответчик уже имел право собственности, полученное в порядке ст. 228 ГК. В данном случае в иске должно быть отказано, так как приобретение права собственности на вещь, которая могла бы быть виндицирована от любого приобретателя, исключается после того, как прежний собственник утратил свое право собственности в силу ст. 228. Аналогичные правила применяются и для всех других случаев приобретения собственности по ст.

ст. 225 — 228, 231, 233. 12. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет и затем обращаются в муниципальную собственность либо в собственность владельца по правилам, изложенным в п.

3 ст. 225. Недвижимой вещью может быть признан лишь такой объект, который является недвижимостью, т.е. был выстроен и сдан в эксплуатацию с соблюдением правил ст.

219 ГК, либо был ранее зарегистрирован в установленном порядке в качестве объекта недвижимости, но собственник которого отсутствует либо неизвестен. Например, бесхозяйной недвижимой вещью может быть признано строение, последним собственником которого значится ликвидированное юридическое лицо. В то же время не может быть признано бесхозяйным самовольно возведенное строение.

К такому строению применяются правила ст.

222 ГК, а не ст. 225. Не может быть признан бесхозяйным и незавершенный строительством объект, на который сохраняются права застройщика.

Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Приложениек Министерстваэкономического развития РФот 10 декабря 2015 г.

N 931 Порядокпринятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей 1.

Настоящий Порядок в соответствии с от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. 2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее — орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном .

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Верховного Суда РФ от 20 февраля 2021 г.

N АКПИ19-995, оставленным без изменения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18 июня 2021 г.

N АПЛ20-114, пункт 5 признан не противоречащим действующему законодательству 5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — заявление) ( к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — заявление) ( к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации. 7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества. 8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с Закона. Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю. 10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался ( к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества ( к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия. 12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если: из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю; в течение установленного настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение; собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае: государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение. 14. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

15. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение ( Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанное заявление рассматривается в сроки, установленные настоящего Порядка.

В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о снятии его с учета. 16. После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты внесения записи о снятии данного объекта с учета в качестве бесхозяйного обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного по адресу электронной почты, указанному в заявлении.

17. В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган регистрации прав обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке и способами, установленными в соответствии с Закона.

_____________________________ * Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст.

4344. ** В соответствии с Закона. *** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 7, ст.

775. <> Приложение >> Содержание

Бесхозяйные вещи

Добрый день!

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред.

от 03.07.2016)

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

​ Статья 19.

Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 2. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан: 1) нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; 2) нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива; 3) использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту; 4) не нарушать права членов такого объединения; 5) соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты; 6) своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи; 7) в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством; 8) соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы); 9) участвовать в мероприятиях, проводимых таким объединением; 10) участвовать в общих собраниях членов такого объединения; 11) выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения; 11.1) в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; (пп.

11.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ) 12) соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Бесхозяйное и бесхозное имущество

Бесхозяйное имущество — вещи, у которых нет собственника (а равно объекты, собственник которых отказался от них или же неизвестен). Нормы, регулирующие правоотношения по поводу статуса подобных предметов, прописываются на уровне ст.

225 ГК РФ. Гражданский кодекс РФ содержит основные моменты, связанные с подобными объектами.

Чтобы уточнить специфику, приходится изучать судебную практику.

В частности, нужно поднять прошлые решения и определения (не только ВС, но и местных судов).

Среди них Опред. Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19.04.2016 N 74-КГ16-1 и другие. Также стоит познакомиться с содержанием приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 и Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ

«О госрегистрации прав на недвижимое имущество, установленных решением суда»

. Итак, у нас есть 3 признака бесхозного имущества, закрепленные на уровне Гражданского кодекса. Любой из них является основанием для того, чтобы приобрести права собственности на эту вещь.

Имущество признается бесхозяйственным, если:

  1. собственник вещи неизвестен.
  2. не имеет собственника;
  3. имеет собственника, но тот отказался от прав по владению пользованию и распоряжению;

Само собой, возникает закономерный вопрос: «Я нашел на улице золотую монету / пальто / кошелек / шляпу / мобильный телефон / смартфон / планшет. Можно ли стать собственником этой вещи, ведь она была без хозяина?».

В данном случае мы говорим не о бесхозяйственном имуществе, а о находке.

Юридически все основные моменты, связанные с ней, представлены в ст. 227 ГК РФ. В частности, указывается, что:

  1. если собственник неизвестен, обращаемся в полицию.
  2. нашедший вещь обязан уведомить собственника или иного законного владельца / уполномоченные органы (т.е. те самые Бюро находок»);

В ст.

228 ГК РФ указывается, когда можно стать собственником «находки». Если в течение 6 месяцев С МОМЕНТА ОБРАЩЕНИЯ В ПОЛИЦИЮ (или любой другой орган) не будет установлен собственник, то нашедший приобретает все права на вещь.

Если же последний отказывается от прав собственности, то объект поступает на баланс муниципальных органов власти.

Юридические моменты совершенно разные.

Кроме этого, не стоит путать статус бесхозяйственных вещей и:

  1. получения права собственности на бесхозяйные движимые вещи в силу приобретательной давности;
  2. отказа собственника от вещи (ст. 226 ГК РФ).
  3. безнадзорных животных (статьи 230 и 231 Гражданского кодекса РФ);
  4. клада (ст. 233);

Нельзя так просто найти кошелек и присвоить его себе, считая себя теперь законным собственником.

Нельзя занять пустующий коровник старого колхоза только то той причине, что объект не используется.

Не получится «освоить» часть земельного участка, который в вашей местности всегда считался «ничейным».

Во всех указанных случаях и ситуациях нужно будет учесть требования национального законодательства. В принципе, ограничений и конкретного перечня законодательство не устанавливает.

Есть список объектов, которые невозможно «присвоить», но в остальном почти никаких ограничений. Нельзя «забрать себе» бесхозяйственные вещи, если они являются:

  1. отходами различного назначения (бытовыми, химическими, биологическими, строительными);
  2. отходов сплава.
  3. лом металла (в том числе остатки производства, а также сломанные или пораженные ржавчиной элементы);
  4. продукцию с явным производственным браком (ограничение касается непищевой);

Сюда можно отнести:

  1. транспортные средства (мотоциклы, автомобили, мопеды, велосипеды);
  2. мобильные устройства (телефоны, наушники, планшеты, смартфоны, ноутбуки, персональные компьютеры, трекеры сна и так далее);
  3. строительное оборудование (дрель, перфоратор, краскопульт, отбивной молоток, гвозди);
  4. обиходные предметы и вещи для интерьера (столы, кровати, комоды, стулья, шкафы, секции, гардеробные);
  5. повседневные аксессуары (зонтики, предметы бижутерии, шапки, портфели, рюкзаки);
  6. качественную одежду и обувь (пальто, куртки, сапоги, шляпы, платья, свитера);
  7. бытовую технику (стиральные машины, холодильники, микроволновые печи, мультиварки, пароварки, мясорубки, кухонные комбайны);
  8. бытовую химию (порошки, средства гигиены, парфюмерию и так далее).
  9. пищевые продукты (хлеб, молоко, яйца, мясо);

Честно говоря, список имущества не ограничивается указанными объектами. По сути, можно приобрести любую бесхозяйственную вещь.

Но придется соблюсти установленные требования национального законодательства.

Споры по поводу принадлежности подобных объектов рассматриваются судами общей юрисдикции. Правда на вещи могут заявлять не только физические лица, но и юридические (колхозы, компании, совхозы, учреждения образования и медицины, промышленные предприятия, торговые объекты и так далее).

Сюда относятся:

  1. дачные и садовые домики;
  2. заброшенные корпуса санаториев и детских лагерей, а также многие другие.
  3. коммерческие объекты;
  4. торговые точки;
  5. городские квартиры;
  6. загородные коттеджи;
  7. промышленные предприятия и их корпуса;

Ст. 225 ГК РФ содержит императивное (= обязательное, безальтернативное) требование о постановке такого объекта недвижимого имущества на учет. Правила процедуры прописаны на уровне ст.

225 ГК РФ, но детализируются в Приказе Министерства экономического развития РФ за 10 декабря 2015 г. N 931

«Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»

(прил.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).

Чтобы вам было проще разобраться, опишем процедуру и все стадии.

Для начала нужно разобраться, куда писать заявление, к кому обращаться. В Приказе указывается, что учет бесхозной недвижимости осуществляют:

  1. федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на проведение кадастрового учета и госрегистрации прав;
  2. подведомственное указанным субъектам бюджетное государственное учреждение.
  3. территориальные органы федерального органа регистрации прав);

На учет ставят следующие категории объектов:

  1. сооружения.
  2. здания;
  3. помещения;

Главное – наличие 1 из указанных признаков:

  1. собственника нет;
  2. собственник неизвестен;
  3. собственник отказался от прав в установленном порядке.

Если по объекту нет информации в Едином государственном реестре недвижимости, в таком случае параллельно с постановкой на учет в качестве бесхозяйного имущества осуществляется и постановка на гос. кадастровый учет. Принятие производится на основе заявления, поступающего от:

  1. Форма заявления утверждена в установленном порядке (найти ее можно будет в Приказе). В документе нужно отразить:
  2. адрес расположения объекта недвижимости, который признается бесхозяйственным (при наличии);
  3. органа местного самоуправления городских, городских округов, сельских поселений, (или любого органа местного самоуправления муниципальных районов);
  4. сведения о собственнике (в случае, если объект признается бесхозным из-за отказа прав собственности).
  5. кадастровый номер (в соответствии с установленными правилами);
  6. исполнительного органа госвласти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
  7. информацию о заявителе;
  8. вид объекта недвижимости (жилое здание, капитальное строение, объект промышленного назначения или другие);

Но одного заявления, составленного в соответствии с формой, мало.

Приказ устанавливает требования о предоставлении документов.

В зависимости от вида объекта это могут быть решения о:

  1. установлении / изменении границ территорий опережающего социально-экономического развития;
  2. утверждении проекта межевания территории;
  3. установлении / изменении границ игорных зон;
  4. установлении, изменении / прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории;
  5. результатах гос. земельного надзора;
  6. отнесении земель в определенной категории или же о переводе земельного участка;
  7. переводе жилого помещения в нежилое (а равно и наоборот);
  8. утверждении правил землепользования;
  9. установлении / изменении границ зон территориального развития в РФ;
  10. установлении / изменении границ особо охраняемой природной территории;
  11. установлении / изменении границ охотничьих угодий;
  12. установлении / изменении разрешенного использования з/у;
  13. утверждении положения об ООПТ;

  14. установлении / изменении прохождения госграницы Российской Федерации, а также многие другие.
  15. результатах гос. кадастровой оценки;

Более подробный список актов и документов представлен в ст.

32 Федерального закона за 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости» (с изм. и доп.).

В течение 15 РАБОЧИХ ДНЕЙ с момента приема заявления и документов должны решить судьбу объекта (т.е.

поставить на учет или же отказать).

Принятие на учет – процедура, в ходе которой вносят изменения в Единый госреестр недвижимости.

Не будут препятствиями для приема на учет сведения о:

  1. наличии обременений и прав (за исключением ареста или прописанных запретов на осуществление операций с объектом);
  2. залоге (в соответствии с УПК РФ).

Важно, чтобы установленные по объекту обременения были известны заявителю. Если бесхозяйственное имущество признается таковым на основании решения собственника, то тот обязательно уведомляется.

Если на учет принимают объект с «неизвестным» собственником или вовсе без такового, то уведомление приходит заявителю. В документе прописываются изменения, внесенные в Единый госреестр недвижимости.

Теперь имущество считается бесхозным.

Впереди важная стадия – попытка «закрепить» его за собой. Чтобы получить права собственности, придется обратиться в суд общей юрисдикции.

Но здесь не все так просто.

В ч. 3 ст. 225 ГК РФ указывается, что по истечении 1 года с момента постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет государственный орган может обратиться в суд. Требование — признание права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.

Как правило, государственные органы с удовольствием пользуются предоставленным правом «забрать недвижимость себе». Но это не касается ситуаций с убыточными и разрушенными объектами, в восстановление которых придется вложить кучу денег. Впереди судебное разбирательство, в результате которого могут принять 1 из решений:

  1. признать муниципальную собственность на вещь (в таком случае стоит дополнительно пересмотреть Закон «О госрегистрации прав на недвижимое имущество…» и требования по передаче прав в порядке, установленном решением суда);
  2. признать, что недвижимое имущество не поступило в муниципальную собственность (и при таком раскладе объект может быть: 1) или принят собственником; 2) или приобретен в порядке приобретательной давности.

Если оформление бесхозяйного имущества в муниципальную собственность не вызывает вопросов, то вот с приобретательной давностью есть нюансы.

Общий порядок в 2021 году не изменился. Чтобы узнать особенности, переходим в Гражданский кодекс и читаем требования ст. 234 «Приобретательная давность».

Суть в том, что:

  1. право собственности в порядке приобретательной давности возникает с момента госрегистрации.
  2. лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее объектов как собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, автоматически приобретает право собственности;

До момента приобретения права собственности в силу приобретательной давности субъект, владеющий имуществом как своим собственным, может требовать защиты своего владения от посягательств третьих лиц. Субъект, который ссылается на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все то время, в течение которого недвижимостью владел «правопередатель».

Срок приобретательной давности начинает течь не ранее окончания срока исковой давности по соответствующим требованиям. Что касается сроков исковой давности, то стандартно они составляют 3 года.

Но есть категории споров, на которые не распространяются требования об исковой давности. Когда вы узнали все основания, правила, требования и документы, остается подвести черту и прописать ключевые нюансы.

  • Споры о признании собственности на бесхозное имущество разрешаются в судах общей юрисдикции. Никаких ограничений по стандартной процедуре не установлено.
  • Вещи должны быть индивидуально-определенными (в необходимой степени). Не получится признать право собственности на участок неизвестных размеров или на кусочек неба.
  • Принадлежность спорного имущества является едва ли не ключевым обстоятельством, которое имеет юридическое значение и подлежит установлению.

  • Статья 225 Гражданского кодекса содержит императивное указание о том, что бесхозяйственное имущество должно быть поставлено на учет в муниципальном органе.
  • Недвижность, признанная бесхозяйственной, не становится муниципальной собственностью в автоматическом порядке.
  • Муниципальное образование может ставить на учет только недвижимое имущество. Со всеми остальными государственный орган просто «не работает».
  • Признание права муниципального образования на недвижимость невозможно, если по объекту имеются притязания третьих лиц. Суд должен рассмотреть доводы сторон.
  • Собственник, оставивший вещь, может вернуть себе права. Но это происходит только после того, как суд отказал в признании права собственности муниципального учреждения.

«Поставить на учет» и «поставить на баланс» — это разные процедуры!

В первом случае государственный орган просто фиксирует запись о вещи + указывает собственника. Во втором – получает права пользования, владения и распоряжения.

И только после постановки объекта на учет можно вести речь о признании собственности. Поделиться ВКонтакте Facebook Одноклассники Twitter Добавить комментарий

Как ставится на учет бесхозяйное недвижимое имущество

В статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено понятие «бесхозяйной вещи». Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — недвижимость), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Бесхозяйную недвижимость принимает на учет Росреестр.

За постановкой на учет бесхозяйных объектов недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия должны обратиться следующие органы: • местного самоуправления — по общему правилу; • исполнительной власти субъекта РФ — если объект находится в гг.

Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе. Если сведений об объекте недвижимости, который нужно учесть как бесхозяйный, нет в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), то его принятие на учет будет проводиться одновременно с кадастровым учетом.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника.

К ним относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. В случае отказа собственника от права собственности на объект к документам прилагается его заявление об отказе. Принятие объекта недвижимости на учёт осуществляется путём внесения соответствующих записей в ЕГРН.

Госпошлина не взимается. Производится правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет.

В случае принятия на учёт объекта недвижимого имущества органу направляется уведомление о принятии на учёт объекта недвижимости.

Государственная регистрация права муниципальной или государственной собственности на бесхозяйный объект осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. С этого момента данный объект снимается с учета в качестве бесхозяйного.

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно.

Также собственник такого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии вновь этого имущества в собственность. В этом случае объект недвижимости считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения записи о снятии его с учета.