Сроки обжалования при обжалования решения о восстановлении на работе

Сроки обжалования при обжалования решения о восстановлении на работе

Отмена решения о восстановлении на работе работника


Вы здесь Опубликовано 2008-08-22 06:11 пользователем HRTrud (пункт 11 части первой статьи 83 ТК РФ) Появление в результате принятия Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ в части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ пункта 11, предусматривающего в качестве основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, отмену решения суда или отмену (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении на работе, является своего рода отражением меняющейся тенденции рассмотрения судами трудовых споров, связанных с восстановлением незаконно уволенных (переведенных) работников на прежней работе. Если до принятия Трудового кодекса РФ и в первые годы его применения специалисты в области трудового права и процесса сходились во мнении, что почти 90% споров разрешается в пользу работников, то сейчас, в связи с формированием в большинстве предприятий юридических служб или как минимум с введением в штат единицы юрисконсульта, соотношение решений, принятых судами в пользу работников и в пользу работодателей, меняется — все чаще работодателям удается отстоять свои интересы если не в первой, то в последующих инстанциях.

Более активной стала позиция работодателей и в спорах с государственными инспекторами труда в связи с принятием решений о восстановлении на работе уволенных работников.

Уверенность работодателей в своей правоте и настойчивость в ее доказывании привела к росту судебных и административных решений об отмене первоначально принятых решений о восстановлении работников на работе. В условиях отсутствия в Трудовом кодексе РФ описания процедуры исполнения таких решений и нормативного разъяснения последствий их принятия для восстановленных трудовых отношений между работодателями, доказавшими правомерность увольнения работников, и работниками, восстановленными в своих трудовых правах на основании отмененных судебных и административных актов, возникали новые споры.

В этих спорах ни специалисты в области трудового права, ни суды не могли предложить единое правовое решение. До появления данного основания в части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ вопросы преимущественно разрешались путем прекращения трудового договора с работником, восстановленным на основании отмененного судебного решения или решения государственной инспекции труда по тому основанию, по которому первоначально был уволен работник (так, если отменялось решение о восстановлении на работе работника, уволенного по сокращению штата (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ), то он повторно увольнялся со ссылкой на сокращение штата (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ)).

Такие решения работодателя, основанные на соответствующих судебных или административных актах, вызывали массу вопросов, связанных не только с оформлением необходимых документов, но и определением срока прекращения трудовых отношений (что, в свою очередь, порождало вопросы о включении периодов работы в трудовой стаж работника, об удержании выплаченных в связи с восстановлением работнику, о праве работника на повторную выплату сумм, связанных с прекращением трудового договора (в частности, выходных пособий). Появление в части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ самостоятельного основания прекращения трудового договора снимает эти вопросы, однако порождает новые.

Общие положения. Не согласившись с решением соответствующего юрисдикционного органа о восстановлении на работе уволенного работника, работодатель может обжаловать это решение в установленном порядке.

Процедура обжалования судебных решений в достаточном объеме регламентирована в Гражданском процессуальном кодексе РФ (главы 40 — 42).

Нормы указанного акта подробно определяют состав действий, которые должен совершить работодатель, не согласный с вынесенным в его отношении решением, а также сроки совершения этих действий. Что касается механизма обжалования решения государственной инспекции труда, то он в общих чертах описан в статье 361 Трудового кодекса РФ: согласно ей решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации (административный порядок) и (или) в суд (судебный порядок); решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Что касается механизма обжалования решения государственной инспекции труда, то он в общих чертах описан в статье 361 Трудового кодекса РФ: согласно ей решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации (административный порядок) и (или) в суд (судебный порядок); решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Срок обжалования решений государственных инспекторов труда определен только в рамках судебной процедуры — согласно статье 357 Трудового кодекса РФ предписание государственного инспектора труда об устранении нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, может быть обжалован работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Если решение государственного инспектора труда принято в форме постановления по делу об административном правонарушении, то оно обжалуется в порядке и сроки, установленные соответствующими статьями главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Однако поскольку решение о восстановлении на работе чаще всего принимается государственным инспектором труда в качестве самостоятельного акта и содержащееся в нем обязание работодателя возобновить трудовые отношения с работником не является административным наказанием, то нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях в таких ситуациях неприменимы. В связи с этим работодатель, так же как и работник, не ограничен сроками обжалования решений государственных инспекторов труда в административном порядке <*>.

——————————— <*> См. также: Щур-Труханович Л. В. Восстановление работника на работе государственной инспекцией труда: недостатки правового регулирования // Кадры предприятия.

2007. N 9. Решения судебных органов. Поскольку в соответствии со статьей 24 Гражданского процессуального кодекса РФ дела о восстановлении на работе подсудны районным судам, то обжалование принимаемых ими решений производится в кассационном порядке. Согласно статьям 336 — 337 Гражданского процессуального кодекса РФ на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

Не вступившие в законную силу решения первой инстанции (районных судов) могут быть обжалованы в кассационном порядке: 1) решения районных судов, решения гарнизонных военных судов — соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа; 2) решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов — в Верховный Суд РФ; 3) решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ — в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

Поскольку ситуации, когда прокурор действует в интересах работодателя, крайне редки, сосредоточим свое внимание на кассационной жалобе.

В соответствии со статьями 337 и 338 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме; при этом она подается через суд, принявший решение. Последний, руководствуясь статьей 343 Гражданского процессуального кодекса РФ, после изучения кассационной жалобы: 1) не позднее следующего дня после дня ее получения направляет лицам, участвующим в деле, копии жалобы и приложенных к ней письменных доказательств; 2) извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа; 3) по истечении срока, установленного для кассационного обжалования, направляет дело в суд кассационной инстанции.

Срок рассмотрения дел в суде кассационной инстанции определен в статье 348 Гражданского процессуального кодекса РФ — согласно ее положениям верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа должны рассмотреть поступившее по кассационной жалобе дело не позднее чем в течение месяца со дня его поступления. В силу статьи 361 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения; 2) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же или ином составе судей, если нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции; 3) изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств; 4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке в соответствии с частью первой статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии со статьей 363 Гражданского процессуального кодекса РФ нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если: А) суд не применил закон, подлежащий применению; Б) суд применил закон, не подлежащий применению; В) суд неправильно истолковал закон. В соответствии со статьей 364 Гражданского процессуального кодекса РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела. Решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов кассационной жалобы в случае, если: А) дело рассмотрено судом в незаконном составе; Б) дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания; В) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судебное производство; Г) суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; Д) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые указаны в решении суда; Е) решение суда принято не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; Ж) в деле отсутствует протокол судебного заседания; З) при принятии решения суда были нарушены правила о тайне совещания судей.

Обратим внимание на то, что, в силу части второй статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Постановление суда кассационной инстанции выносится в форме кассационного определения, содержание которого должно соответствовать требованиям статьи 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, и, в частности, при отмене решения суда первой инстанции полностью или в части и передаче дела на новое рассмотрение суд кассационной инстанции обязан указать действия, которые должен совершить суд первой инстанции при новом рассмотрении дела.

Кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения (статья 367 Гражданского процессуального кодекса РФ). Содержащиеся в нем указания, касающиеся необходимости совершения процессуальных действий в случае отмены решения суда первой инстанции и передачи дела на новое рассмотрение, в силу статьи 369 Гражданского процессуального кодекса РФ обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.
Содержащиеся в нем указания, касающиеся необходимости совершения процессуальных действий в случае отмены решения суда первой инстанции и передачи дела на новое рассмотрение, в силу статьи 369 Гражданского процессуального кодекса РФ обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело. Судебная практика по делам об обжаловании решений судов первой инстанции о восстановлении работников на работе в большинстве своем развивается по пути отмены решений суда первой инстанции полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Вне зависимости от того, принято судом кассационной инстанции новое решение по существу вопроса или дело возвращено на новое рассмотрение, а также от того, какое решение примет суд первой инстанции при новом рассмотрении дела, формальным основанием для прекращения трудового договора по пункту 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ будет являться определение суда кассационной инстанции об отмене решения суда первой инстанции о восстановлении работника на работе. Аналогично должен решаться вопрос при вынесении решения об отмене решения суда первой инстанции судом надзорной инстанции.

Согласно статье 376 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда имеют и должностные лица органов прокуратуры, при условии что в рассмотрении дела участвовал прокурор. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

В отличие от кассационной жалобы надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции (часть первая статьи 377 Гражданского процессуального кодекса РФ). Согласно части второй статьи 377 Гражданского процессуального кодекса РФ надзорная жалоба или представление прокурора подается: 1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; 2) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ; 3) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда РФ. Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться: 1) Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции; 2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с описанной выше подсудностью, по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда в соответствии со статьей 379 Гражданского процессуального кодекса РФ передается на рассмотрение судьи данного суда. Согласно статье 381 Гражданского процессуального кодекса РФ в суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем 1 месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем 2 месяца.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об: 1) истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления; 2) отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. Истребованное дело в соответствии со статьей 382 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем 2 месяца, судьей Верховного Суда РФ — не более чем 4 месяца (указанные сроки могут быть продлены председателем суда, его заместителем соответственно до 4 и 6 месяцев).

По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение: — об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции; — о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.

По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение: — об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции; — о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции. Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается: 1) в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа — не более чем 2 месяца; 2) в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ — не более чем 3 месяца; 3) в Президиуме Верховного Суда РФ — не более чем 4 месяца.

Согласно статье 386 Гражданского процессуального кодекса РФ дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем 2 месяца со дня вынесения судьей определения о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, руководствуясь частью первой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, вправе: 1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения; 2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение; 3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права; 6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 380 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. Определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (статья 391 Гражданского процессуального кодекса РФ) и, если оно отменяет постановление суда о восстановлении на работе, то является основанием для издания приказа о прекращении трудового договора с работником по пункту 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Наконец, еще в одном случае перед работодателем может быть поставлен вопрос об увольнении работника по пункту 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ — в случае отмены решения суда о восстановлении на работе в результате пересмотра данного решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Согласно статье 392 Гражданского процессуального кодекса РФ решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно статье 392 Гражданского процессуального кодекса РФ решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу, являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции и установленные вступившим в законную силу приговором суда; 3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда; 4) отмена решения, приговора, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции. В соответствии со статьей 393 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение.

При этом пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, постановлений президиумов судов надзорной инстанции, на основании которых изменено решение суда первой инстанции или принято новое решение, производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение. Заявление, представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший решение, определение или постановление. В силу статьи 394 Гражданского процессуального кодекса РФ такие заявление, представление могут быть поданы в течение 3 месяцев со дня установления оснований для пересмотра.

Суд, рассмотрев заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, либо удовлетворяет заявление и отменяет решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции, либо отказывает в их пересмотре. Как определено в части второй статьи 397 Гражданского процессуального кодекса РФ, определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции обжалованию не подлежит.

В случае отмены решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции дело рассматривается судом по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Решения государственной инспекции труда. Как уже отмечалось, решения государственных инспекторов труда (в том числе о восстановлении работника на работе) могут быть обжалованы в судебном или административном порядке.

В случае обжалования работодателем решения государственной инспекции труда в суд, последний, руководствуясь статьей 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, признав заявление работодателя обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти или государственного служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина (в данном случае — работодателем) и препятствие к осуществлению гражданином (в данном случае — работодателем) его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти или государственному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, государственному служащему в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу. На его основании соответствующий руководитель государственной инспекции труда должен отменить свое решение или решение подчиненного в порядке, определенном частью второй статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно названной норме решение суда, обязывающее орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется его руководителем в установленный срок; в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Однако обратим внимание на то, что пункт 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ предусматривает не только отмену решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе, но и признание его незаконным.

Именно признание решения государственной инспекции труда незаконным имеет место в том случае, если суд удовлетворяет жалобу работодателя, и, следовательно, работодатель вместе с решением суда получает основание для прекращения трудового договора с работником по пункту 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ и не должен дожидаться принятия соответствующим руководителем государственной инспекции труда решения об отмене своего решения или решения своего подчиненного о восстановлении работника на работе.

Этот момент имеет важное значение и для определения дня увольнения, и для правильного оформления прекращения трудовых отношений. Справедливости ради нужно отметить, что поскольку процедура судебного обжалования решений государственных инспекторов труда характеризируется достаточно короткими сроками (10 дней отводится работодателю частью второй статьи 357 ТК РФ на оспаривание предписания государственной инспекции труда; в течение 10 дней суд в соответствии с частью первой статьи 257 Гражданского процессуального кодекса РФ должен рассмотреть заявление работодателя об оспаривании решения органа государственной власти или государственного служащего) и работодатели при достаточной оперативности и мобильности могут получить решение суда, предусмотренное статьей 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, до фактического выполнения решений государственных инспекторов труда о восстановлении работников на работе, то поводами для применения пункта 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ чаще всего являются решения соответствующих руководителей государственных инспекций труда и главного государственного инспектора труда, принятые по итогам административного обжалования решений государственных инспекторов труда о восстановлении работников на работе.

Механизм принятия решения об увольнении. Как уже отмечалось, формальным основанием для подготовки работодателем приказа о прекращении трудового договора по пункту 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ является решение суда кассационной или надзорной инстанции, отменяющее решение суда о восстановлении работника на работе.

При этом тот факт, что дело будет рассматриваться заново (в случае принятия судом кассационной или надзорной инстанции решения о направлении дела на новое рассмотрение), для работодателя значения не имеет. Часть вторая статьи 83 Трудового кодекса РФ не выдвигает условия о принятии работодателем мер по сохранению трудовых отношений с работником в случае возникновения обстоятельств, указанных в пункте 11 части первой статьи 83 Кодекса.

Часть вторая статьи 83 Трудового кодекса РФ не выдвигает условия о принятии работодателем мер по сохранению трудовых отношений с работником в случае возникновения обстоятельств, указанных в пункте 11 части первой статьи 83 Кодекса. В связи с этим работодатель, которому стало известно об отмене решения суда или решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе, не обязан предлагать работнику перевод на другую работу.

В данном контексте нельзя не обратить внимание на то, что конструкция части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ не допускает возможности продолжения работодателем трудовых отношений с работником, решение о восстановлении на работе которого было отменено.

И это, на наш взгляд, является упущением законодателя. Отмена решения суда или государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе в большинстве случаев свидетельствует о том, что действия работодателя были правомерными. Однако не всегда именно работодатель является инициатором кассационного производства или пересмотра вступивших в силу решений суда.

В таких случаях он, конечно, получает моральное удовлетворение от признания его правоты, но не всегда сохраняет заинтересованность в прекращении трудовых отношений с работником. Потерять интерес к прекращению трудового договора с работником, ранее восстановленным на работе, работодатель может в результате длительного рассмотрения дела в суде, по иным причинам (например, в связи с назначением нового руководителя, у которого отсутствуют претензии к восстановленному работнику). Хотя это скорее исключения из правила, они, по нашему мнению, все же должны были быть учтены законодателем, поскольку в силу части первой статьи 22 Трудового кодекса РФ заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с работниками являются исключительным правом работодателя.

В какой срок работодатель может или должен принять решение о прекращении трудового договора по рассматриваемому основанию, ни в трудовом законодательстве, ни в гражданском процессуальном законодательстве (применительно к отменяемым решениям суда) не определено.

В связи с этим на практике работодатели считают возможным оформить увольнение работника по пункту 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ тем днем, которым было произведено первоначальное увольнение.

Такой подход нельзя считать правильным, поскольку в период с момента восстановления работника на работе и до принятия судом (государственной инспекцией труда) решения об отмене решения о восстановлении на работе работник выполнял трудовые обязанности, которые подлежат оплате в установленном порядке, а время их выполнения должно быть зачтено в трудовой стаж.

Как уже отмечалось, кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения (статья 367 Гражданского процессуального кодекса РФ); определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (статья 391 Гражданского процессуального кодекса РФ). С учетом положений части третьей статьи 84.1 Трудового кодекса РФ работник может быть уволен в день принятия (вынесения) соответствующего судебного акта об отмене решения суда (государственной инспекции труда) о восстановлении работника на работе, при условии что указанный судебный акт поступил к работодателю в день принятия (вынесения). В том случае, если работодатель не был уведомлен о принятии (вынесении) судом (государственной инспекцией труда) акта об отмене решения о восстановлении работника на работе в день принятия (вынесения), то увольнение по пункту 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ должно производиться днем, когда работодателю стало известно о принятом (вынесенном) решении (например, днем поступления копии акта в организацию).

Аналогично должен решаться вопрос с определением даты прекращения трудового договора в случае отмены решения соответствующего государственного инспектора труда о восстановлении работника на работе: в день вступления в силу соответствующего акта об отмене (признании незаконным) или в день, когда работодателю стало известно о данном факте (тем более что на уведомление заявителя (работодателя) об устранении допущенного нарушения прав и свобод часть третья статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ отводит органу, который должен устранить допущенное нарушение, 1 месяц со дня получения соответствующего решения суда; такой же срок (30 дней) отводится Федеральным законом

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

на информирование работодателя об итогах рассмотрения его обращения). В качестве основания издания приказа о прекращении трудового договора должно быть указано решение суда или соответствующего руководителя государственной инспекции труда или главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его реквизиты и заголовок или краткое описание содержания), например: Фрагмент приказа По форме N Т-8 В связи с отменой решения суда о восстановлении работника на ────────────────────────────────────────────────────────────────── Основание увольнения Работе, пункт 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса ────────────────────────────────────────────────────────────────── Российской Федерации.

────────────────────────────────────────────────────────────────── Основание: постановление Президиума Московского областного суда ——————————————————- От 13.10.2008 N 568 об отмене решения Шатурского городского суда ────────────────────────────────────────────────────────────────── От 12.05.2008 N 123 ────────────────────────────────────────────────────────────────── В зависимости от того, чье решение о восстановлении на работе отменяется — суда или государственной инспекции труда — в трудовую книжку на основании приказа о прекращении трудового договора вносится следующая запись: N за- пи- си Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись Число Месяц Год 1 2 3 4 5 15 10 2008 Уволен в связи с отменой Приказ Решения суда о восстановлении От 15.10.2008 Работника на работе, N 19-к Пункт 11 части первой Статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации Или, в случае отмены решения государственной инспекции труда в административном порядке: N за- пи- си Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись Число Месяц Год 1 2 3 4 12 25 09 2008 Уволен в связи с отменой Приказ Решения государственной От 25.09.2008 Инспекции труда N 35-к Работника на работе, Пункт 11 части первой Статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации Или, в случае обжалования решения государственной инспекции труда в судебном порядке и признания его незаконным: N за- пи- си Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись Число Месяц Год 1 2 3 4 9 18 12 2008 Уволен в связи с признанием Приказ Незаконным решения От 18.12.2008 Государственной инспекции N 45-к Труда о восстановлении Работника на работе, Пункт 11 части первой Статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации Приводить в трудовой книжке наименование органа, принявшего решение о восстановлении работника на работе, а также реквизиты его решения (даты и номера), по нашему мнению, нет никакой необходимости.

Как представляется, на практике неизбежно будет возникать вопрос о том, может ли работодатель взыскать с увольняемого по пункту 11 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ выплаченные ему в связи с восстановлением на работе суммы (например, компенсацию морального вреда, суммы оплаты вынужденного прогула). Согласно статье 443 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда). Однако в трудовых спорах данное правило может быть применено только в случае отмены решения суда, произведенной в порядке надзора, и только с оговорками, изложенными в статье 397 Трудового кодекса РФ: согласно названной норме обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

При этом в соответствии со статьей 444 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом решении или новом определении суда.

Если же суд, вновь рассматривавший дело, не разрешил вопрос о повороте исполнения решения суда, то ответчик вправе подать в этот суд заявление о повороте исполнения решения суда, которое должно быть рассмотрено в судебном заседании. Д. Л.Щур, Л. В.Щур-Труханович Источник СПС Консультант+ Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Роспотребнадзор (стенд)

Комментирует ситуацию начальник управления по обеспечению прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Самарской области Александр Ляховецкий. Куда и в какой срок я могу обжаловать вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу о восстановлении на работе?

Меня уволили с работы в связи с сокращением численности штатов предприятия. Я обращался с иском в суд к работодателю о восстановлении на работе, но районный суд отказал в удовлетворении моего иска. Моя апелляционная жалоба на решение районного суда оставлена вышестоящим судом без удовлетворения.

Куда и в какой срок я могу обжаловать вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу о восстановлении на работе? С 01.10.2019 вступившее в законную силу решение районного суда по гражданскому делу можно обжаловать в кассационном порядке в кассационный суд общей юрисдикции (для жителей Самарской области – это Шестой кассационный суд общей юрисдикции).

Если решение районного суда по гражданскому делу вступило в законную силу до 01.10.2019, и не было обжаловано в президиум областного суда, срок его обжалования в кассационном порядке составляет шесть месяцев. Если решение районного суда по гражданскому делу вступило в законную силу после 01.10.2019, кассационная жалоба может быть подана в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Срок подачи кассационных жалобы в кассационный суд общей юрисдикции, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей соответствующего суда кассационной инстанции (статья 376.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Кассационная жадоба подается через районный суд.

Согласно статье 378 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба должна содержать: 1) наименование суда, в который она подается; 2) наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле; 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес; 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой и (или) апелляционной инстанции, и содержание принятых ими решений; 5) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные постановления, которые обжалуются; 6) указание на основания, по которым обжалуются судебные постановления, с приведением доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела; 7) просьбу лица, подающего жалобу, представление; 8) перечень прилагаемых к жалобе документов.

Кассационная жалоба может также содержать ходатайства, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.

К кассационной жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий этой кассационной жалобы и приложенных к ней документов, если копии у них отсутствуют. К кассационной жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера или о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты.