Скачать дидактическую игры на состав числа

Скачать дидактическую игры на состав числа

Скачать дидактическую игры на состав числа

Дидактические игры по математике. Игры на состав чисел.


Ольга Павлова Математика – наука сложная, в старшем дошкольном возрасте содержание знаний усложняется, и нам, педагогам, приходится думать, как преподнести тот или иной материал для дошкольников. Причем сделать это так, что бы им было, не только понятно, но и интересно.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Я уже рассказывала в своем блоге о дидактических играх, которые я использую не только на занятиях, но и в индивидуальной работе.

Сегодня хочу рассказать еще о некоторых.

Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел.

Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).

Состав числа мы начинаем изучать в старшей группе. Материал для деток сложный, но игровые приёмы помогают успешно справиться с этой задачей. Состав числа – это два меньших числа для одного числа.

Вот несколько вариантов дидактических игр. Многие идеи заимствовала у вас, дорогие коллеги.

Понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10 и прищепки. Если «1» — одна прищепка и так далее.

Например, карточка с числом «3». Крепим к карточке три прищепки, а теперь показываем, что три может состоять из 1 и еще 2 прищепок (если прикрепить их противоположно друг другу).

Прищепки можно поменять на скрепки. И моторика развивается, и математические знания! Можно играть в весы, которые с двумя чашечками.

На одну чашечку ставим гирю с цифрой 5, например. Чтобы уравновесить, на вторую чашку нужно поставить 2 и 3.

Но весы обычно быстро ломают, да и не купишь на каждого ребенка.

Поэтому обычные весы я использую только на первом этапе ознакомления с игрой, а потом переходим на бумажные.

По фотографиям становиться понятно, как можно усложнять содержание данной игры по мере знакомства с ней. (идея Екатерины Смирновой или Лидии Карпенко).

(увидела у Татьяны Романевич).

Помимо ознакомления с составом числа, в старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с азами геометрии. Разобраться с многообразием линий им поможет следующая игра.

Цель: Познакомить с основными геометрическими понятиями: точка, линия, луч, отрезок, угол.

Учить различать ломаные, кривые линии, линии замкнутые и незамкнутые.

Вариант 1. Детям предлагается разделить все картинки на стопочки.

В одну стопочку – незамкнутые, в другую замкнутые. Вариант 2. Посели в домик. В этом домике живут ломаные линии, в этом прямые, а в этом кривые.

Вариант 3. Раздели карточки на 5 групп (лучи, отрезки, прямые, ломаные, кривые).

И конечно, развитие математических представлений трудно представить без развития логики. С этой целью использую широко известные игры «Тангам» «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Благодаря этим играм, и тем которые я уже описывала в рубрике моего блога «Дидактические игры», мне удается заинтересовывать детей математикой, делать познание увлекательным.

Спасибо за внимание!

Д/и «Состав числа»

Дидактическое пособие на тему: «Состав числа» («Карусель») Идею игры взяла в журнале «Дошкольное воспитание» Цель.

Освоить и закрепить состав числа из двух слагаемых до 10. Материал. Круг(«карусель»») с кармашком для карточки с числом по середине.

Девять матрёшек с двумя кармашками для карточек с числами. Карточки с числами от 1 до 9 для матрёшек по 2шт. Матрёшек и карусель сделала из плотной бумаги.

«Карусель» — наклеила цветную бумагу на картон. Кармашки вырезала из файлов, на обратной стороне закрепила скотчем. Рекомендации. Предложить прокатить матрёшек на карусели.

Но на карусель пускаются только те матрёшки, у которых в обоих кармашках есть карточки с числами, при сложении которых должно получиться число, которое видим в центре карусели.

Это пособие больше подходит для индивидуальной работы или в паре.

Для групповой работы понадобятся несколько комплектов пособия. В разных местах разложены карусели с числами. В отдельных местах лежат матрёшки с заранее вставленными карточками. Дети берут по одной матрёшке и находят соответствующую карусель. Д/и «Состав числа» Чтобы вырезать кармашек удобно сделать шаблон из картона в зависимости от размера вашего кармашка и с учётом загибов плёнки на обратную сторону картона.
Д/и «Состав числа» Чтобы вырезать кармашек удобно сделать шаблон из картона в зависимости от размера вашего кармашка и с учётом загибов плёнки на обратную сторону картона.

Дидактическая игра «Состав числа» для закрепления состава числа движением, изучения цифр, развития слухового внимания

Наталья Чернышова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому развитию детей № 27 «Кораблик» городского округа «город Якутск» 677000, Республика Саха (Якутия) г.

Якутск ул. Губина 3/1 (А, тел Воспитатель подготовительной к школе группе «Солнышко» Чернышова Н. И. ПАСПОРТ АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «СОСТАВ ЧИСЛА» Актуальность: Дидактическая игракак своеобразное средство обучения должна обязательно включаться в педагогический процесс и содержать два начала: учебное и игровое. Сущность дидактической игры и заключается в том, что она позволяет детям решать интеллектуальные задачи в игровой форме.

Используя дидактическую игру, стремимся превратить радость от игровой деятельности в радость учения.

В игре «Состав числа» обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, развивается память, запоминание происходит быстрее и становится более прочным, с помощью общей моторики. Дидактическая игра «Состав числа» способствует развитию логического мышления, зрительной памяти, дети лучше закрепляют полученные знания о составе числа и цифре. Дидактическая игра может быть использована на занятиях и в свободное время.

Дидактическое пособие может быть рекомендовано в применении педагогами ДОУ. Оборудование: карточки с числами от 1 до 10 (формата А4, карточки с числами от 1 до 10 (формата А5) по количеству детей, молоточек, ширма. Цель игры: закреплять состав числа движением, знание цифр, развивать слуховое внимание, память, восприятие.

Ожидаемые результаты: Четкие представления о составе числа от 1 до 10; знания цифр; повышение уровня логического мышления. Паспорт дидактической игры «Состав числа» Название варианта игры Решаемые задачи Инструкция Использование «Сделай движение сколько осталось» Закреплять знания детей о составе числа.

Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, логическое мышление, память.

В игре могут участвовать 2 и более игрока.

Воспитатель показывает число, за ширмой ударяет определенное количество раз молоточком, и предлагает выполнить любое движение на остаток числа.

«Поднимите руки столько раз сколько осталось».Например: число 10, воспитатель ударяет молоточком 1 раз,говорю: «Подпрыгните столько раз, сколько осталось» (дети подпрыгивают 9 раз).

Рекомендация: движения брать доступные для детей (погладить себя по голове, подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, присесть и т. д.) Индивидуальная и подгрупповая, групповая работа.

«Покажи число, которое осталось» Закреплять знание детей о цифрах.

Развивать внимание, восприятие, память. Воспитатель хлопает в ладоши (топает ногами, подпрыгивает и т. п.) определенное количество раз, а дети должны показать число, соответствующее выполненным движениям воспитателя.

Индивидуальная и подгрупповая, групповая работа.

«Закончи за мной» Развитие зрительного восприятия и внимания, развитие памяти, логического мышления.Воспитатель говорит: «Состав числа десять» и хлопает (другие действия) 5 раз, дети должны показать остаток числа карточкой. Индивидуальная и подгрупповая, групповая работа.

КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОСТАВА ЧИСЛА ИЗ ДВУХ МЕНЬШИХ ( ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК) методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОСТАВА ЧИСЛА ИЗ ДВУХ МЕНЬШИХ ( ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК) Одна из главных задач, стоящих перед педагогом дошкольного и начального школьного образования — формирование количественных представлений у детей.

Так, запоминание состава числа вызывает у детей затруднения по причине однообразия упражнений и излишнего абстрагирования. Данное пособие предлагает разноплановые увлекательные игры, основанные на элементарном жизненном опыте. Усвоение состава числа проходит более естественно и легко при совершении детьми игровых действий, аналогичных повседневным ситуациям.

Пособием, как и другими дидактическими играми, стоит пользоваться разумно — совсем не обязательно проигрывать все игры или все их варианты.

В первую очередь, важна степень заинтересованности ребёнка. Как и в любой другой образовательной деятельности, необходимо дозировать игру.

Крайне важно эмоционально стимулировать детей разными способами, начиная от тона, каким преподносится игровая задача, и заканчивая интересным, увлекающим сюжетом.

И, конечно, большинство детей играет с большим удовольствием вместе с друзьями, поэтому полезно иметь несколько комплектов пособий. Цель: закрепление состава чисел первого десятка из 2 меньших чисел.Задачи: — формирование количественных представлений в пределах первого десятка; — соотнесение количества с числом, составление примеров; — формирование мыслительных операций в процессе наглядно-практических действий; — формирование целостной картины мира; закрепление обобщений; — развитие внимания (концентрация, переключение, распределение); — развитие наблюдательности, пространственных и временных представлений; — формирование грамматического строя речи, умения связно излагать свои мысли, оречевлять последовательность действий; — развитие пальцевой моторики; — формирование самоконтроля, критичности, целенаправленной учебной деятельности; — формирование положительного оценочного восприятия окружающей среды.Интеграция областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».Игровой материал:1. К дидактической игре «Поможем зайчатам»- комплект из 10 двусторонних зайцев (одна сторона белая, другая- серая).2.

К дидактической игре «Весёлые дачники»- дерево, грядка, корзина, комплекты из 10 двусторонних огурцов (с одной стороны однотонные, с другой- прорисованы пупырышки) и 10 двусторонних груш (с одной стороны однотонные, с другой нарисован червячок);3.

К дидактической игре «Сладкие ладошки»- две ламинированные ладошки, комплект из 10 плоских конфет;4. К дидактической игре «Едем по делам»- дорога с разделительной полосой, комплект из 10 машинок;5.К дидактической игре «Астрономы»- небо, туча, комплект из 10 звёзд;6. К дидактической игре «Дружные экологи»- длинная узкая полоска «аллея», комплект из 10 двусторонних деревьев (с одной стороны с жёлтой, красной или оранжевой кроной, с другой стороны- с зелёной);7.

К дидактической игре «Теремки»- разноэтажные двухподъездные «теремки» (6,5,4,3,2 этажа) или один шестиэтажный теремок, в котором можно подогнуть ненужное количество этажей, комплект чисел для крыши (3,4,5,6,7,8,9,10), комплект «новосёлов» (45 двусторонних колобков — с одной стороны грустный ротик, с другой стороны- улыбка).8. К дидактической игре «Числоцветики»- круглые серединки цветов с изображёнными частями примеров (=3,=4,=5,=6,=7,=8,=9,=10), овальные лепестки с числами (0,1,два 2, два 3, два 4, два 5, 6, 7, 8, 9, 10), шесть маленьких зелёных знаков +.Игра «Поможем зайчатам» Родились у зайчихи .зайчат,(ребёнок выкладывает указанное количество серых/белых зайчат, в зависимости от текущего времени года- осенью и зимой серых, весной- белых)Она помощи ждёт от ребят:От лисы и от волка зимой/весной их спасай,Цвет их шубок скорее меняй!

Ребёнок меняет шубку сначала у одного зайца, переворачивая его.

по просьбе взрослого комментирует, сколько всего зайцев, по сколько в разных шубах. Если позволяет уровень знаний, делает вывод: число.

можно составить из. и . Далее меняются шубки у остальных зайцев с фиксацией состава числа.Игра «Весёлые дачники» Речевая зарядка:Мы на грядку дружно встали (ходьба на месте),Огурцы весь день искали (присесть, разводить руками в стороны поочерёдно), А потом в корзину клали (попрыгать) И внимательно считали (показывать в ритм пальчиком).аналогичная при игре с использованием груш: По саду мы гуляли (ходьба на месте)И груши мы искали (на носочки, разводить руками в стороны поочерёдно),Потом в корзину клали (попрыгать),Внимательно считали (показывать в ритм пальчиком).Вариант 1. Игра «Выберем овощи для салата». Указанное количество огурцов раскладывается на грядке однотонной стороной.

Рекомендуем прочесть:  В 1с 8 3 создать сводный счет

Затем переворачивается первый, второй….последний огурчик- на них «вырастают» пупырышки.

Фиксируя количество гладких и колючих огурцов, дети закрепляют состав нужного числа. В конце игры все варианты состава числа проговариваются.

Аналогично можно поиграть с грушами в игру «Варю компот», заменяя (т.е. переворачивая) червивые фрукты гладкими.Вариант 2. Игра «Прекрасный урожай». Указанное количество груш/огурцов помещается на дереве/грядке.

Затем ставится задача собрать урожай- фрукты/овощи перемещаются в корзину по одному. В процессе игры фиксируются варианты состава числа. В конце все варианты проговариваются (- Число 4 мы составили из 0 и 4, из 1 и 3, из 2 и 2).Вариант 3.

Игра «В одну корзину». На дереве и грядке равное количество груш и огурцов, соответствующее закрепляемому числу. Задача ребёнка- собрать названное количество плодов в корзину и рассказать, сколько овощей и фруктов в корзине и какое количество они составили.(-Я собрал 2 груши, три огурца, а всего- пять.

Я составил число пять из двух и трёх).Вариант 4. Игра «Небылица».Вместе с грушами на дереве размещается недостающее количество огурцов. Выясняется нелепость ситуации.

Ребёнок заменяет огурцы грушами, фиксируя вариант состава числа.

Аналогично можно поиграть с грядкой. Если сюжетно-ролевая игра построена грамотно, с учётом эмоционального стимулирования детей, дозированной подачи заданий, с динамическими паузами и пр., то в процессе одного сеанса совместной образовательной деятельности возможно проигрывание всех вариантов и закрепление/повторение состава почти всех чисел первого десятка.Игра «Сладкие ладошки».

Речевая зарядка:Кулачки мы разомнём, их сожмём и разожмём(одновременно сжимание- разжимание кулаков),А потом-потом-потом .конфет мы возьмёмИ на каждую ладошку их положим понемножку. Вариант 1. Указанное количество конфет распределяется на обеих «ладошках» во всех возможных вариантах, которые затем проговариваются.Вариант 2.

Ребёнок набирает на одну из «ладошек» указанное количество конфет. Закрывает глаза. Педагог быстро кладёт часть конфет под другую ладошку.

Когда малыш открывает глаза, он должен вспомнить, сколько было конфет и сколько «съел» мишка (зайчик и т.п.). Свой ответ он может проверить самостоятельно, заглянув под другую ладошку.Примечание. Можно предложить ребёнку нарисовать на второй ладошке количество якобы съеденных конфет, а затем сверить результат.Игра «Молодцы водители».

Речевая зарядка:Если едешь по дороге,(совершать круговые движения согнутыми руками вперёд-назад)Следуй правилам ты строго, Никого не обгоняй,(маршировать с руками вверху) Пешеходов пропускай! По заданию ребёнок размещает на дороге указанное количество машин по обе стороны от разделительной полосы.

В процессе игры машины по одной «поворачивают обратно», перемещаясь на другую сторону и, таким образом, демонстрируя все варианты состава закрепляемого числа.(- По дороге едет 7 машин. По дальней полосе/влево едут 4 машины, а по ближней полосе/вправо- три. Я составил число 7 из четырёх и трёх.

)Игра «Звездочёты». Речевая зарядка: А теперь мы звездочёты (поочерёдно делать колечки из большого и остальных пальцев),Важная у нас работа-Звёзды на небе считать (загибать пальцы по одному),Ни одной не пропускать. Ребёнок- «астроном» размещает на «небе» указанное количество звёзд, затем отворачивается. Педагог закрывает «тучей» часть из них, просит «астронома» вычислить, сколько звёздочек закрыла тучка.Игра «Дружные экологи».

(Предварительная словарная работа по уточнению знаний об экологах, беседа о необходимости беречь и возрождать родную природу.) Речевая зарядка:Хотим аллею новую-(руки в стороны)Дубовую, кленовую!(руки вперёд, назад)Деревья будем мы сажать,(наклоны)Их беречь и защищать!Вариант 1.

Уточняются представления о смене времён года, об изменениях в природе осенью. Дети, «превратившиеся» в экологов, «высаживают» на «аллею» деревья зелёной стороной.

Затем объявляется, что в парке наступила осень.

Деревья по одному превращаются в осенние — жёлтые, красные, оранжевые (переворачиваются).

Фиксируются все варианты состава числа.(- Было 8 зелёных деревьев.

1 дерево пожелтело. Теперь зелёных деревьев 7.

Число 8 составлено из 1 и 7.)Вариант 2. «Экологам» даётся задание разбить аллею в парке. Ребёнок набирает нужное количество деревьев и «сажает» их по обе стороны «аллеи», фиксируя все варианты состава числа.(- Справа я посадил 3 дерева, и слева тоже три. Всего посадил шесть деревьев. Я составил число шесть из трёх и трёх.)Игра «Теремки».
Я составил число шесть из трёх и трёх.)Игра «Теремки».

Речевая игра: Прикатились колобки, заселились в теремки.(вращать кулачками),И на каждом этаже вот их поровну уже.(вращать кулачками в другую сторону). Педагог выбирает теремок с соответствующим количеством этажей или подгибает ненужные. Затем объявляет, сколько жителей будет жить на каждом этаже, и предлагает ребёнку выставить на крышу соответствующее число.

Далее ребёнок самостоятельно выкладывает колобки на каждом этаже. Игровая задача: -У некоторых колобков в квартире нет ремонта, поэтому они грустные, остальные колобки весёлые. На каждом этаже выложи разное количество грустных колобков,- Переворачивая колобки, играющий фиксирует варианты состава числа.

Более простой вариант аналогичен первому в игре про дачников — набирается только одно количество колобков, все они грустные и становятся весёлыми по одному.

Усложнение- расселить на каждом этаже грустных колобков в левый подъезд, а весёлых- в правый.Игра «Числоцветик».

Можно показать куклу, назвав её, например, Циферкой, и рассказать:- Циферка- красавицаОчень деткам нравится, Давай эту девочку дружно похвалим, Цветочек с любимым числом ей подарим! (Называется число, ребёнок выбирает соответствующую серединку).

-Только вот незадача — все лепестки облетели! Если сложить цифры на двух лепестках, должно получиться любимое число Циферки!

Давай найдём все пары лепестков и скрепим их плюсиками — тогда они больше не улетят!

Играющий подбирает все варианты, присоединяя их с помощью плюсов к серединке, читает получившиеся примеры. К сожалению, не удалось загрузить фото всех вариантов игры.

Если это необходимо для конкурса, постараюсь исправить ситуацию в ближайшие сутки.Послесловие. Надеюсь, пособие будет полезным не только дефектологам, но и воспитателям, родителям, специалистам по подготовке к школе. Все варианты игр апробированы в группах детей с задержкой психического и речевого развития, а также приемлемы для детей с нормой.

Все варианты игр апробированы в группах детей с задержкой психического и речевого развития, а также приемлемы для детей с нормой.

Методическая разработка «Комплекс дидактических игр для закрепления состава числа из двух меньших в старшей группе»


Татьяна Казанцева Одна из главных задач, стоящих перед педагогом дошкольного и начального школьного образования — формирование количественных представлений у детей.

Так, запоминание состава числа вызывает у детей затруднения по причине однообразия упражнений и излишнего абстрагирования. Данное пособие предлагает разноплановые увлекательные игры, основанные на элементарном жизненном опыте. Усвоение состава числа проходит более естественно и легко при совершении детьми игровых действий, аналогичных повседневным ситуациям.

Пособием, как и другими дидактическими играми, стоит пользоваться разумно — совсем не обязательно проигрывать все игры или все их варианты.

В первую очередь, важна степень заинтересованности ребёнка.

Как и в любой другой образовательной деятельности, необходимо дозировать игру.

Крайне важно эмоционально стимулировать детей разными способами, начиная от тона, каким преподносится игровая задача, и заканчивая интересным, увлекающим сюжетом.

И, конечно, большинство детей играет с большим удовольствием вместе с друзьями, поэтому полезно иметь несколько комплектов пособий.

Игровой материал: 1. К дидактической игре «Поможем зайчатам»- комплект из 10 двусторонних зайцев (одна сторона белая, другая- серая). 2. К дидактической игре «Весёлые дачники»- дерево, грядка, корзина, комплекты из 10 двусторонних огурцов (с одной стороны однотонные, с другой- прорисованы пупырышки) и 10 двусторонних груш (с одной стороны однотонные, с другой нарисован червячок); 3.

К дидактической игре «Сладкие ладошки»- две ламинированные ладошки, комплект из 10 плоских конфет; 4. К дидактической игре «Едем по делам»- дорога с разделительной полосой, комплект из 10 машинок; 5.К дидактической игре «Астрономы»- небо, туча, комплект из 10 звёзд; 6. К дидактической игре «Дружные экологи»- длинная узкая полоска «аллея», комплект из 10 двусторонних деревьев (с одной стороны с жёлтой, красной или оранжевой кроной, с другой стороны- с зелёной); 7.

К дидактической игре «Теремки»- разноэтажные двухподъездные «теремки» (6,5,4,3,2 этажа) или один шестиэтажный теремок, в котором можно подогнуть ненужное количество этажей, комплект чисел для крыши (3,4,5,6,7,8,9,10, комплект «новосёлов» (45 двусторонних колобков — с одной стороны грустный ротик, с другой стороны- улыбка).

8. К дидактической игре «Числоцветики»- круглые серединки цветов с изображёнными частями примеров (=3,=4,=5,=6,=7,=8,=9,=10, овальные лепестки с числами (0,1,два 2, два 3, два 4, два 5, 6, 7, 8, 9, 10, шесть маленьких зелёных знаков +. Игра «Поможем зайчатам» Родились у зайчихи.

зайчат (ребёнок выкладывает указанное количество серых/белых зайчат, в зависимости от текущего времени года- осенью и зимой серых, весной- белых) Она помощи ждёт от ребят: От лисы и от волка зимой/весной их спасай, Цвет их шубок скорее меняй! Ребёнок меняет шубку сначала у одного зайца, переворачивая его. по просьбе взрослого комментирует, сколько всего зайцев, по сколько в разных шубах.

Если позволяет уровень знаний, делает вывод: число.

можно составить из. и. Далее меняются шубки у остальных зайцев с фиксацией состава числа. Игра «Весёлые дачники» Речевая зарядка: Мы на грядку дружно встали (ходьба на месте, Огурцы весь день искали (присесть, разводить руками в стороны поочерёдно, А потом в корзину клали (попрыгать) И внимательно считали (показывать в ритм пальчиком).
Игра «Весёлые дачники» Речевая зарядка: Мы на грядку дружно встали (ходьба на месте, Огурцы весь день искали (присесть, разводить руками в стороны поочерёдно, А потом в корзину клали (попрыгать) И внимательно считали (показывать в ритм пальчиком). аналогичная при игре с использованием груш: По саду мы гуляли (ходьба на месте) И груши мы искали (на носочки, разводить руками в стороны поочерёдно, Потом в корзину клали (попрыгать, Внимательно считали (показывать в ритм пальчиком).

Вариант 1. Игра «Выберем овощи для салата». Указанное количество огурцов раскладывается на грядке однотонной стороной. Затем переворачивается первый, второй….последний огурчик- на них «вырастают» пупырышки.

Фиксируя количество гладких и колючих огурцов, дети закрепляют состав нужного числа.

В конце игры все варианты состава числа проговариваются.

Аналогично можно поиграть с грушами в игру «Варю компот», заменяя (т. е. переворачивая) червивые фрукты гладкими.

Вариант 2. Игра «Прекрасный урожай».

Указанное количество груш/огурцов помещается на дереве/грядке.

Затем ставится задача собрать урожай- фрукты/овощи перемещаются в корзину по одному.

В процессе игры фиксируются варианты состава числа.

В конце все варианты проговариваются (- Число 4 мы составили из 0 и 4, из 1 и 3, из 2 и 2).

Вариант 3. Игра «В одну корзину».

На дереве и грядке равное количество груш и огурцов, соответствующее закрепляемому числу. Задача ребёнка- собрать названное количество плодов в корзину и рассказать, сколько овощей и фруктов в корзине и какое количество они составили. (-Я собрал 2 груши, три огурца, а всего- пять.

Я составил число пять из двух и трёх).

Вариант 4. Игра «Небылица». Вместе с грушами на дереве размещается недостающее количество огурцов.

Выясняется нелепость ситуации.

Ребёнок заменяет огурцы грушами, фиксируя вариант состава числа. Аналогично можно поиграть с грядкой.

Если сюжетно-ролевая игра построена грамотно, с учётом эмоционального стимулирования детей, дозированной подачи заданий, с динамическими паузами и пр., то в процессе одного сеанса совместной образовательной деятельности возможно проигрывание всех вариантов и закрепление/повторение состава почти всех чисел первого десятка.

Если сюжетно-ролевая игра построена грамотно, с учётом эмоционального стимулирования детей, дозированной подачи заданий, с динамическими паузами и пр., то в процессе одного сеанса совместной образовательной деятельности возможно проигрывание всех вариантов и закрепление/повторение состава почти всех чисел первого десятка. Игра «Сладкие ладошки». Речевая зарядка: Кулачки мы разомнём, их сожмём и разожмём (одновременно сжимание- разжимание кулаков, А потом-потом-потом. конфет мы возьмём И на каждую ладошку их положим понемножку.

Вариант 1. Указанное количество конфет распределяется на обеих «ладошках» во всех возможных вариантах, которые затем проговариваются. Вариант 2. Ребёнок набирает на одну из «ладошек» указанное количество конфет.

Закрывает глаза. Педагог быстро кладёт часть конфет под другую ладошку.

Когда малыш открывает глаза, он должен вспомнить, сколько было конфет и сколько «съел» мишка (зайчик и т. п.). Свой ответ он может проверить самостоятельно, заглянув под другую ладошку.

Примечание. Можно предложить ребёнку нарисовать на второй ладошке количество якобы съеденных конфет, а затем сверить результат. Игра «Молодцы водители». Речевая зарядка: Если едешь по дороге,(совершать круговые движения согнутыми руками вперёд-назад) Следуй правилам ты строго, Никого не обгоняй,(маршировать с руками вверху) Пешеходов пропускай! По заданию ребёнок размещает на дороге указанное количество машин по обе стороны от разделительной полосы.

В процессе игры машины по одной «поворачивают обратно», перемещаясь на другую сторону и, таким образом, демонстрируя все варианты состава закрепляемого числа. (- По дороге едет 7 машин. По дальней полосе/влево едут 4 машины, а по ближней полосе/вправо- три.

Я составил число 7 из четырёх и трёх.) Игра «Звездочёты».

Речевая зарядка: А теперь мы звездочёты (поочерёдно делать колечки из большого и остальных пальцев, Важная у нас работа- Звёзды на небе считать (загибать пальцы по одному, Ни одной не пропускать. Ребёнок- «астроном» размещает на «небе» указанное количество звёзд, затем отворачивается. Педагог закрывает «тучей» часть из них, просит «астронома» вычислить, сколько звёздочек закрыла тучка.

Игра «Дружные экологи». (Предварительная словарная работа по уточнению знаний об экологах, беседа о необходимости беречь и возрождать родную природу.) Речевая зарядка: Хотим аллею новую-(руки в стороны) Дубовую, кленовую!(руки вперёд, назад) Деревья будем мы сажать,(наклоны) Их беречь и защищать! Вариант 1. Уточняются представления о смене времён года, об изменениях в природе осенью.

Дети, «превратившиеся» в экологов, «высаживают» на «аллею» деревья зелёной стороной. Затем объявляется, что в парке наступила осень.

Деревья по одному превращаются в осенние — жёлтые, красные, оранжевые (переворачиваются). Фиксируются все варианты состава числа. (- Было 8 зелёных деревьев. 1 дерево пожелтело.

Теперь зелёных деревьев 7. Число 8 составлено из 1 и 7.) Вариант 2. «Экологам» даётся задание разбить аллею в парке.

Ребёнок набирает нужное количество деревьев и «сажает» их по обе стороны «аллеи», фиксируя все варианты состава числа.

(- Справа я посадил 3 дерева, и слева тоже три.

Всего посадил шесть деревьев. Я составил число шесть из трёх и трёх.) Игра «Теремки».

Речевая игра: Прикатились колобки, заселились в теремки. (вращать кулачками, И на каждом этаже вот их поровну уже. (вращать кулачками в другую сторону).

Педагог выбирает теремок с соответствующим количеством этажей или подгибает ненужные. Затем объявляет, сколько жителей будет жить на каждом этаже, и предлагает ребёнку выставить на крышу соответствующее число. Далее ребёнок самостоятельно выкладывает колобки на каждом этаже.

Игровая задача: -У некоторых колобков в квартире нет ремонта, поэтому они грустные, остальные колобки весёлые. На каждом этаже выложи разное количество грустных колобков,- Переворачивая колобки, играющий фиксирует варианты состава числа. Более простой вариант аналогичен первому в игре про дачников — набирается только одно количество колобков, все они грустные и становятся весёлыми по одному.

Усложнение- расселить на каждом этаже грустных колобков в левый подъезд, а весёлых- в правый. Игра «Числоцветик». Можно показать куклу, назвав её, например, Циферкой, и рассказать: — Циферка- красавица Очень деткам нравится, Давай эту девочку дружно похвалим, Цветочек с любимым числом ей подарим!

(Называется число, ребёнок выбирает соответствующую серединку).

-Только вот незадача — все лепестки облетели!

Если сложить цифры на двух лепестках, должно получиться любимое число Циферки! Давай найдём все пары лепестков и скрепим их плюсиками — тогда они больше не улетят! Играющий подбирает все варианты, присоединяя их с помощью плюсов к серединке, читает получившиеся примеры.

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе

Нелля Ткаченко Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе.

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о составе числа в пределах первого пятка. ЗАДАЧИ: — закрепить,- — представления о числах и цифрах в пределах первого пятка; — развивать,- — представления, что все числа составляются из единиц; — представления, что количество единиц в разных числах различно; — внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление; — мелкую моторику; — воспитывать,- — организованность; — сосредоточенность; — интерес к математическим играм; Счетная деятельность у детей пятилетнего возраста в процессе систематического обучения уже объективно совершенна. Изучение состава числа из единиц в старшей группе – это подготовка к освоению вычислительного приема – присчитыванию и отсчитыванию по единице.

Изучение состава чисел из единиц необходимо начинать от анализа состава множества из элементов к составу числа из единиц, при этом надо быть последовательным, не торопиться, именно с пятка – с каждого числа –от 2 до 5 (2,3,4,5).

В качестве наглядного материала подбирается группа одного вида предметов, в которой каждый отличается друг от друга качественными признаками (например, цветом, размером). Так же, в последующем, используются предметы, объединенные одним понятием, например, игрушечные комплекты одежды, посуды, мебели и т.

п. Наряду с сюжетными предметами можно использовать модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины и величины и т. д. Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как эта группа составлена, называть каждый элемент и их общее количество.

Например: «Число 4 составлено так: 1 зеленый кружок, 1 красный кружок. 1 желтый кружок, 1 синий кружок – всего 4 кружочка».

Пересчитав 4 кружочка, ребенок должен рассказать, как составлено «это четыре», подчеркивая количественный состав: один – зеленый, один – красный, один – желтый, один – синий, всего – четыре. Предлагая детям выполнять задания с различными видами групп предметов, надо просить рассказывать, как составлена группа, сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы и их количество. Постепенно от более конкретных вопросов надо переходить к общим – «Сколько ты взял?

Сколько … всего? Как у тебя получилось… (например, 5, карандашей?» Изучая количественный состав числа из единиц, надо обратить внимание детей, что единица может отражать не только отдельный предмет, а может быть отражением целой группы предметов.

Например, предложить детям рассмотреть множество геометрических фигур и ответить на вопросы,- — Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей».

— Назовите цвет и количество частей данного множества.

(«В данном множестве три части разного цвета: одна часть – треугольники красного цвета, одна – треугольники синего цвета, одна – треугольники зеленого цвета. Всего три части». — Из скольких единиц состоит число три? («Из трех отдельных единиц»).

В данном задании дети должны осознать, что единица может отражать не только один отдельный предмет, но и одну группу предметов.

В процессе ознакомления детей с составом числа из единиц, можно использовать словесные упражнения,- — на полянке собрались лесные животные: один заяц, один ежик, одна белочка. Сколько всего собралось животных на полянке в лесу?

По сколько разных лесных животных собралось на полянке и т. д. И другие задания, например,- — подберите пять треугольников разного цвета; — нарисуйте три разные геометрические фигуры; — поставьте на стол четыре разные куклы и тд. Ознакомление детей с составом числа идет в последовательной системе занятий, что создает условия для образования новых связей, формирующих знания детей о количественном составе, что в свою очередь является подготовкой к вычислительной деятельности.

Дидактические игры по ФЭМП для детей 5-7 лет в детском саду

Дидактические игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры для закрепления состава числа из двух меньших чисел для детей подготовительной к школе группы.При подготовке детей к вычислительной деятельности одной из наиболее важных задач является знакомство с составом числа из двух меньших чисел. Моя задача: познакомить детей не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел.

Это способствует пониманию и осознанию детьми того, как число может быть образовано из других чисел на основе анализа того, как множество может быть образовано из частей. Для успешного овладения и запоминания состава чисел я изготовила следующие пособия. Предшествующая работа: начиная со средней группы мы учим детей операциям с множествами предметов, созданиям множества из подмножеств, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой.

При обучении детей составу числа из двух меньших чисел мы должны соблюдать следующие требования: — постепенность, — не заучивать состав, а учить понимать способ действия, — показать все возможные варианты разложения числа на два меньших. Цель игр: Закрепить представления о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10). Задачи игр: 1. Продолжать учить соотносить цифру с числом.

2. Закрепить знания об образовании чисел в пределах от 5 до 10 и раскладывать их на два меньших.Игра «Божьи коровки»Материал: карточки с изображением божьих коровок с цифрой на левом крыле; карточки с цифрами для второго крыла; цифры в кругах. Варианты использования пособия: 1. Воспитатель кладёт цифру в круге над божьими коровками и предлагает детям подобрать цифру на второе крыло.

Ребенок находит эту цифру и прикрепляет его на крыле. 2. На обоих крыльях божьих коровках разложены цифры. Ребёнок должен из двух чисел составить число и найти соответствующую цифру в круге.

Игра «Мухоморы»Материал: двухсторонние шляпки мухоморов: на одной стороне приклеены белые точки (от 1 до 10), на второй стороне – примеры; ножки мухоморов с цифрами от 1 до 10; кружочки белого и красного цвета.

Варианты использования пособия: 1.

«Подбери ножку к шляпке мухомора»: Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпке совпадёт с цифрой на ножке.

2. «Реши примеры»: Надо решить арифметические примеры (на шляпке мухомора) и найти ответ (цифра на ножке мухомора). Задание считается правильно выполненным, если правильно решён арифметический пример. 3. «Равно — неравно»: Ведущий хаотично расставляет ножки к шляпкам мухомора.

Зачастую цифры на ножках не совпадают с количеством точек на шляпках. Ребёнку необходимо с помощью двухсторонних фишек добиться совпадения цифры и количества точек.

Для этого он перекрывает лишние точки на шляпке красной стороной фишки, а недостающие точки добавляет белой стороной фишки. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпе совпадёт с цифрой на ножке.Игра «Домики»Материал: Домики с окошками.

На каждом этаже только одна цифра. Набор цифр. Ход игры: Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже.

Ребёнок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.

Игра «Подбери колёса к машине»Варианты использования пособия: 1.

На машину кладётся цифра. Дети должны подобрать колёса к машине так, чтобы количество гаек на двух колёсах, обозначенное цифрами, составляло число, указанное на машине (подобрать все варианты). 2. К машине прикладываются колёса, обозначенные цифрами, а ребёнок должен определить их общее количество и положить на машину соответствующую цифру. Игра «Полянка» Материал: Полянка (сделана из зелёного картона); 2 вида цветов из картона; в середине липучка для закрепления цифр на полянке.

Ход игры: На середину полянки кладётся цифра.

Ребёнок должен составить это число из цветочков разного цета.Игра «Числовик» Материал: Циферблат с двумя стрелками.