Районный фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Районный фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Районный фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Фонд перераспределения земель: значение, принципы пополнения, правовой режим


Как работает сервис Содержание Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения является важнейшим звеном в такой отрасли права, как земельное законодательство. Правовой режим фонда закреплен в Земельном Кодексе Российской Федерации (статья 80).

Сведения о наличии в фонде земельных участков являются общедоступными.

Фонд перераспределения земель представляет собой совокупность земель, являющихся собственностью государства, на его усмотрение подлежащих передаче физическим и юридическим лицам в аренду или в собственность с соблюдением действующих законодательных норм. Создание данного фонда стало ведущим инструментом перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности колхозов и совхозов с правом бессрочного пользования (согласно закону РСФСР № № 374-1 «О земельной реформе» (23 ноября 1990г.), Земельному Кодексу РСФСР (1991г.) и всем далее принимаемым правовым актам).

Целью формирования фонда перераспределения земель является развитие сельского хозяйства, поддержка деятельности организаций агропромышленного комплекса (АПК) путем передачи участков земли для сельскохозяйственного производства, создания новых или расширения уже существующих крестьянских, фермерских, личных подсобных хозяйств, использования участков для садоводства и огородничества, в качестве сенокоса и/или пастбища и пр. Существовало и существует несколько источников пополнения фонда перераспределения земель:

  1. зачисление в фонд земельных участков, приобретенных государством в результате правовой сделки.
  2. зачисление в фонд излишков земельных участков, возникших в результате проведения земельной реформы;
  3. изъятие земель у собственников;
  4. зачисление в фонд земельных участков, относительно которых право собственности было прекращено;
  5. земли лесного фонда и земли запаса;

Первоначальным источником фонда стали изъятые у колхозов и совхозов пашни (10%) согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР, Совмина РСФСР № 891-1 (15 марта 1991г.). Изъятые земли предназначались для снабжения участками земли новых крестьянских хозяйств.

Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения. Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

  1. Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
  2. Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
  3. Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).
  4. Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  1. выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.
  2. формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы.

Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов. Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась.

Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю.

Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.

Надо отметить, что в рамках земельной реформы за колхозами и совхозами законодательно сохранилось право не изменять существующую организационно-правовую форму, т.е. не проводить реорганизацию. Однако, сельскохозяйственные угодья предприятий, воспользовавшихся этим правом, наравне со всеми прочими подлежали приватизации.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание Согласно Земельному Кодексу РСФСР от 1991г. фонд перераспределения земель на первоначальном этапе развития крестьянских и дачных хозяйств пополнился также за счет земель лесного фонда (не покрытых лесом), а также земель запаса.

Земли запаса представляют собой земельные участки, собственником которых является муниципалитет или государство, не предоставленные физическим или юридическим лицам (ЗК РФ, ст. 103). В отличие от предыдущих источников фонда, указанный является постоянно функционирующим и заключается в передаче в собственность государству земельных участков, которые по тем или иным причинам остались без собственника.

Ранее закон (ЗК РСФСР) устанавливал следующие случаи изъятия земель в пользу фонда перераспределения:

  1. предприятие АПК прекратило свою деятельность;
  2. собственник добровольно отказался от владения земельным участком или его частью;
  3. использование земельного участка признано нерациональным;
  4. земельный участок был отчужден или продан Совету народных депутатов.
  5. истек срок, на который был предоставлен участок земли;
  6. земельный участок использовался не по целевому назначению;
  7. собственник не оплачивал земельный налог на протяжении 2 лет и не погасил задолженность в течение года после;
  8. земельный участок не использовался в течение года;

В 1993 году Президентом РФ был подписан Указ, предписывающий привести земельное законодательство в соответствие с Конституцией РФ. Таким образом, все вышеперечисленные основания для отчуждения земель в пользу фонда перераспределения утратили силу, и ЗК РФ в ст.80 закрепил пути поступления земель в фонд такие как:

  1. посредством принудительного изъятия участка земли в случаях, определенных законом.
  2. отсутствие наследника: земельный участок не стал объектом наследования (не были установлены законные наследники), завещатель добровольно лишил права наследования земельного участка наследников, наследники добровольно отказались от наследства;
  3. добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок;

Тем не менее, новые законодательные положения по-прежнему не учитывали в полной мере все основания, в частности, те, что не подходили под формулировку «принудительное изъятие».

На данный момент ст.80 ЗК РФ гласит, что формирование фонда перераспределения земель происходит путем приобретения государством, субъектом РФ или муниципалитетом права собственности на земельный участок по основаниям, закрепленным соответствующими федеральными законами.

Уточнение требуется и Закону о введении в действие ЗК РФ, содержащему указание на то, что фонд перераспределения земель должны составлять все земельные участки, которые на момент введения в действие Земельного Кодекса России находились в образованных фондах по Указу Президента

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

. При этом большая часть фонда, который сформировался еще до принятия данного Указа, была представлена землями, которые не имели отношения к приватизации (к примеру, вышеуказанные 10% пашен, изымаемые для развития новых хозяйств).

В целом за последние несколько десятков лет правовой режим функционирования и пополнения фонда перераспределения земель претерпел значительные изменения, закрепленные на данный момент в Земельном Кодексе, Законе

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

и иных законодательных актах.

Статья 80. Фонд перераспределения земель

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. 2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными. 1. Фонды перераспределения земель впервые стали создаваться в период проведения аграрной реформы, когда ставилась задача создания фермерских хозяйств и необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяйственных предприятий и не имели права на получение земельной доли.

Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г.

N 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий. Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.

Однако в законодательстве того времени не было достаточно четко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохозяйственными землями.

В ст. 96 ЗК РСФСР определялось, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса. Получалось, что изъятые сельскохозяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т.е.

их целевое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных целей.

Поэтому комментируемая статья является чрезвычайно важной, она расставила все по своим местам, и теперь временно неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения будут предоставляться только для сельскохозяйственного использования. При этом цели перераспределения земель, указанные в п. 1 комментируемой статьи, включают практически все возможные направления использования сельскохозяйственных земель и соответствуют (к которой отсылает п.
1 комментируемой статьи, включают практически все возможные направления использования сельскохозяйственных земель и соответствуют (к которой отсылает п.

3 комментируемой статьи), называющей субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения. 2. Перечень источников поступления земель в фонд перераспределения, приведенный в п.

2 комментируемой статьи, является исчерпывающим.

Изучение этого перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т.п. В статье названы те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Создание же фонда перераспределения имеет целью не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием.

Добровольный отказ от земельных участков регламентирован .

При добровольном отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается ; при добровольном отказе лица от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным участком осуществляет государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления — собственник земельного участка (см.

комментарий к ст. 53 ЗК). Однако, кроме добровольного отказа от земельного участка, собственник земли может распорядиться ею и путем отчуждения; и если он подарит или продаст участок государству, то такой участок, представляется, тоже должен поступить в фонд перераспределения, хотя об этом в комментируемой статье не упоминается. Что касается перехода земельных участков государству по наследству, то все возникающие в связи с этим отношения регулируются в соответствии с нормами части третьей ГК. Наследование осуществляется по закону и по завещанию; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

Если же нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству. Федеральным законом

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, кроме вышеназванных, установлен также случай, когда субъект РФ (или в установленных субъектом РФ случаях — орган местного самоуправления) обязан приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Рекомендуем прочесть:  Закон о банкротстве права должника

Статьей 5 этого Закона установлена обязанность лица произвести отчуждение участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не может ему принадлежать на праве собственности (в силу либо ст.

3 Закона, если, например, лицо является иностранцем, либо ст. 4, когда общая площадь находящихся в собственности лица сельскохозяйственных угодий превышает максимально установленную). В случае же отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот участок должен приобрести субъект РФ (либо в случаях, установленных законом субъекта РФ, — муниципальное образование) по начальной цене предмета торгов при условии, что она не превышает рыночную стоимость, сложившуюся в данной местности.

В противном случае субъект РФ или муниципальное образование приобретают земельный участок по рыночной стоимости. Принудительное изъятие земельного участка возможно по нескольким основаниям. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, указанным в ст.

49 ЗК (см. комментарий к ст. 49). При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. ст. 279 — 282 ГК). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст.

50 ЗК), а также принудительное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с его назначением (ст.

ст. 284 — 287 ГК, ст. 54 ЗК). 3 — 4. Федеральным законом о введении в действие ЗК установлено (п.

11 ст. 3), что с момента вступления ЗК в силу в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодекса в действие в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

. Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (п.

4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находиться в собственности субъектов РФ. Естественно, если участок в частную собственность предоставлен, он не может находиться в собственности государственной или муниципальной и, соответственно, в фонде перераспределения.
Естественно, если участок в частную собственность предоставлен, он не может находиться в собственности государственной или муниципальной и, соответственно, в фонде перераспределения. Но прямого ответа на вопрос, остается ли в фонде перераспределения участок, предоставленный в аренду или пользование, действующий ЗК не содержит.

В комментируемой статье установлены только основные положения, касающиеся фонда перераспределения земель.

Федеральный закон

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

вообще не касается правового режима этого фонда; видимо, более детально он будет урегулирован специальными нормативными актами. Однако отсутствие в законодательстве регламентации целого ряда вопросов, связанных с формированием фонда перераспределения, на практике вызывает немало сложных вопросов.

Так, глава крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) Ч. обратился с письмом к администрации муниципального образования с просьбой о передаче в аренду 130 га земли. Испрашиваемый земельный участок до этого был сдан в аренду КФХ М.

сроком на пять лет. Постановлениями главы администрации муниципального образования договор аренды с КФХ М.

был расторгнут в связи с неиспользованием им надлежащим образом данного участка и земельный участок площадью 130 га был передан в аренду КФХ Ч.

сроком на пять лет с последующим выкупом. Решением Арбитражного суда Иркутской области данные постановления признаны недействительными и впоследствии отменены главой администрации.

КФХ М. передана в аренду часть спорного земельного участка площадью 4,6 га; оставшийся земельный участок площадью 125,4 га передан в районный фонд перераспределения земель.

На обращение Ч. администрация уведомила его о том, что, поскольку на данный земельный участок претендуют два арендатора, участок передан в районный фонд перераспределения и сдача его в аренду не предусматривается. Арбитражный суд в иске фермеру Ч. отказал, однако ФАС Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении справедливо указал, что судом не дана оценка правомерности передачи спорного земельного участка в указанный фонд и не предложено администрации представить доказательства законности этих действий.

Действительно, в данном случае не имело место ни одно из оснований, перечисленных в ст. 80 ЗК. Оба фермера не только не отказывались от земельного участка, но, наоборот, претендовали на получение его в аренду. Впрочем, отказ арендатора от заключения договора аренды на новый срок, так же как и его требование о досрочном расторжении заключенного договора аренды, не является отказом от земельного участка по смыслу ст.

80 и вообще ЗК. Земельный кодекс рассматривает отказ лица от земельного участка в рамках ст. 53 как отказ от права собственности либо права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

То есть в принципе если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в аренду для использования в сельскохозяйственных целях, то, даже если с момента прекращения данного договора аренды до заключения нового договора проходит какой-то срок, в течение которого участок не используется, в фонд перераспределения он все равно не переходит.
То есть в принципе если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в аренду для использования в сельскохозяйственных целях, то, даже если с момента прекращения данного договора аренды до заключения нового договора проходит какой-то срок, в течение которого участок не используется, в фонд перераспределения он все равно не переходит.

В таком случае имела ли право администрация муниципального образования принять решение о том, что данный участок сельскохозяйственных земель в аренду предоставлять не предполагается (как в приведенном выше деле было сообщено фермеру Ч.)? Видимо, нет. В ситуации, когда на получение земельного участка в аренду претендуют два фермера и ими поданы соответствующие заявления с просьбами о передаче участка, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

земельный участок должен предоставляться в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в общем порядке, установленном ст.

38 ЗК и Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808

«Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»

.

Навигация по записям

Что такое фонд перераспределения земель?

Территориальная организация государства долгое время была объектом испытаний и реформ, которые вводились для оптимизации земельных участков, утверждения точных границ, реорганизации коллективных и кооперативных предприятий. По закону вопросы в рамках земельного законодательства решаются госучреждениями, одним из которых является Фонд перераспределения земель.

Каждый гражданин России, столкнувшийся с проблемами владения участков земли, должен быть знаком с целями организации фонда и особенностями получения информации по нем. Чтобы изъять землю в активы, необходимы веские основания.

Ведь основной задачей фонда является сохранение и реорганизация территорий сельхозназначения. Деятельность фонда по перераспределению земель (ФПЗ) регулируется муниципальными и государственными органами.

Но в законодательство не требует строгого указания всего состава фонда.

Представители государственной власти могут не обозначать точное месторасположение и границы участков. Чтобы точно понять, что такое фонд перераспределения земель, необходимо знать и исключения в отношении его земельных участков.

К ним относятся следующие случаи:

  1. покупка участков в порядке использования преимущественного права муниципальных или государственных структур в законном порядке.
  2. добровольный отказ частных лиц от прав собственности на землю;
  3. отчуждение территории по закону;

Обозначенные основания позволяют найти повод для определения границ участка, точного места расположения, внесения полных кадастровых данных о конкретных участках.

Ответственные органы распоряжаются активами земли, выполняют инвентаризацию, обновляют сведения, полученные ранее. Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.

Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий. В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально. Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.

В начале января 1995 года права собственности зарегистрировало примерно 270 крестьянских хозяйств. Из этого объема треть хозяйств была создана на колхозных территориях.

Две трети были выделены из фонда.

Со дня запуска ремонта люди массово стали формировать садоводческие, огороднические и дачные объединения. К середине нулевых их было уже 80 тысяч. Главными документами, когда был создан фонд, были постановление Президиума Верховного Совета РСФСР и Совмина № 891-1 от 15 марта 1991 года. В это время Земельного кодекса еще не было.

В это время Земельного кодекса еще не было.

А по указу 10 процентов пашни были изъяты у коллективных хозяйств для включения в фонд. Планировалось обеспечить необходимым объемом земли крестьянские хозяйства для сенокошения и других нужд.

Еще один источник появления земель стали излишки участков, которые возникли после формирования коллективной собственности при приватизации колхозных земель и их реорганизации. Основаниями этому послужили:

  1. Указ президента № 323.
  2. Постановления Правительства № 86 от 1991 года и № 708 от 1992 года;
  3. Земельный кодекс, принятый в 1991 году;

По этим документам регистрация прав собственности на землю должна была окончиться до 1 января 1993 года. Третий источник создания фонда в первые годы предполагал включение не только огороднических, садоводческих, крестьянских объединений, дачных хозяйств, но и территории запаса, а также земель лесного фонда, которые не были заняты насаждениями.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс РФ.

В документе сохранилась практика формирования фонда перераспределения земель из участков земель сельхозназначения.

По статье 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель создается в составе сельскохозяйственных участков с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и увеличения фермерских хозяйств, ведения животноводства, садоводства, сенокошения, огородничества, подсобных хозяйств, выпаса скота.

Фонд перераспределения земельных участков был создан с целью организации государственных территорий конкретно сельскохозяйственного значения.

Ключевым фактором в этом вопросе является показатель целевого назначения земель. Если есть основания для исключения земельного участка и включения его в актив распределительного фонда, то территория не теряет целевого назначения по причине продолжения использования ее для потребностей сельского хозяйства, но после того, как определился собственник или арендатор.

Госфонд перераспределения земель создавался для того, чтобы рационально и грамотно разделить между юридическими и частными лицами все земельные активы.

Главная задача — распределить территории для гарантированного соблюдения правил целевого использования. Перераспределение необходимо для дальнейшей организации хозяйственной деятельности, проведения фермерских работ, расширения сельскохозяйственной деятельности, организации личных подсобных хозяйств, огородничества и садоводства.

Чтобы понять, какие земли входят в состав фонда перераспределения земель, необходимо обратиться к статье 103 Земельного кодекса РФ. В соответствии с этим документом земельные участки фонда не относятся к землям запаса, которые, в свою очередь, являются собственностью муниципальной и государственной собственности.

Они не предоставляются гражданам и юридическим лицам.

В госфонд переходят следующие земли сельскохозяйственного назначения:

  1. от которых на добровольной основе отказались их хозяева — это требование обозначено в статье 53 Земельного кодекса РФ;
  2. если не имеется наследников — п. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ;
  3. принудительно изъятые — ст. 45 и 54 Земельного кодекса РФ.

В фонд передаются все указанные земельные участки, а также выявленные в результате инвентаризации земель. Положение о порядке проведения инвентаризации предполагает, что этой процедуре подлежат территории всех категорий, которые не используются в сельском хозяйстве. В процессе инвентаризации выявляются:

  1. используемые не по целевому назначению или неиспользуемые земли;
  2. отработанные и нарушенные земли, которые подлежат рекультивации;
  3. земли лесфонда, не покрытые лесом, но и редкими кустарниками, не очень ценными лесными породами, которые находятся за границами особо охраняемых территорий.
  4. документы, соответствующие участкам и подтверждающие права собственников на земельные наделы;

Обратившись к п.

11 ст. 3 ФЗ «О введении в Действие ЗК РФ» в фонд включаются земли, которые на момент принятия документа в законную силу, появились в результате издания президентского Указа № 323 от 27.12.91 г.

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

. В п. 5 этого нормативно-правового документа в ФПЗ вошли территории, оставшиеся после безвозмездной передачи земель коллективам кооперативных сельхозпредприятий, колхозов, акционерных обществ, в том числе тем, которые были организованы на базе государственных сельхозпредприятий.

Законодательство четко определило случаи, которые могут быть основаниями для включения территорий в спецфонд для дальнейшего перераспределения и распоряжения земельных участков между частными пользователями, муниципальными и государственными органами и предприятиями. Для этого должны имеется определенные основания для включения таких участков в госфонд:

  1. участки, которые были переданы наследователями в государственную собственность;
  2. если участки были изъяты из собственности, пользования, владения по причине нарушения земельного законодательства (заключение незаконных сделок, игнорирование правил использования территорий, невыполнение прямых обязанностей).
  3. добровольный отказ наследников от завещанного им имущества;
  4. отказ от участка;
  5. территория не была передана по наследству по причине лишения завещателя наследников прав на имущество;
  6. если участок не стал объектом наследования;

Территории, попавшие в ходе пересмотра и реорганизации в фонд перераспределения земель, используются в самых разных целях. Прежде всего, они предназначены для решения следующих задач:

  1. для размещения некоммерческих структур, главная сфера деятельности которых заключается в проведении сельскохозяйственных работ.
  2. для выпаса скота или сенокоса;
  3. для предварительного создания и дальнейшего расширения фермерских и крестьянских хозяйств;
  4. для дальнейшей достройки личных подсобных хозяйств;
  5. для ведения сельскохозяйственных работ — садоводство, огородничество;

Земли, временно находящиеся в распоряжении фонда передаются юридическим и физическим лицам при наличии следующих оснований:

  1. в рамках федеральных и муниципальных законов.
  2. заключение договора аренды;

Лица, получившие в аренду или во владение территории фонда, должны соблюдать правила и обязанности, разработанные для всех категорий земель сельскохозяйственного назначения и в рамках действующего законодательства.

По статье 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения создана для того, чтобы государство владело территориями, которые можно передать в пользование населению или юрлицам для ведения сельскохозяйственной деятельности.

В качестве производственных объединений могут быть:

  1. крестьянские или фермерские хозяйства;
  2. товарищества;
  3. кооперативы.

Перераспределение территорий является способом управления земельным фондом, имеет важное значение для передачи земель по праву собственности в дальнейшее пользование.

Наполнение специального фонда распределения земель осуществляется за счет присоединения участков сельскохозяйственного назначения, которые по ряду причин стали свободными от эксплуатации и были куплены государственными структурами в рамках традиционной правовой сделки. Формирование фонда перераспределения земель происходит при добровольном отказе граждан от территории.

Участок становится бесхозным. А полномочия переходят государству. Принудительное изъятие земли регулируется статьей 49 Земельного кодекса РФ.

Если территория изымается в интересах государства, может быть предусмотрен ее выкуп. Если земля изымается по решению суда, собственнику денег не выплачивается.

Массивы, исключенные из оборота, переходят в фонд запаса, но целевое назначение изменению не подлежит.

Перед тем, как создать фонд перераспределения земель, необходимо точно знать, для чего территории могут использоваться:

  1. для создания и расширения фермерских хозяйств.
  2. научно-исследовательской деятельности;
  3. для ведения сельхозпроизводства;
  4. создания защитных лесных насаждений;
  5. учебных целей;

Перед тем, как взять землю в аренду из фонда перераспределения, необходимо знать, кому они могут предоставляться.

Это:

  1. объединениям садоводов, огородников.
  2. граждане, организовавшие сайылычное хозяйство (в Якутии)
  3. сельхозорганизациям;
  4. лицам для ведения личного подсобного хозяйства;
  5. граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство;

В аренду земли сельскохозяйственного назначения могут быть переданы в том случае, если они прошли государственный кадастровый учет.

Арендуются также участки, состоящие в долевой собственности. Максимальный срок аренды составляет до 49 лет. Минимальный срок в 2022 году зависит от разрешенного использования.

Подводя итог специфики деятельности фонда распределения земель, можно сделать несколько выводов:

  • Информация о составе фонда находится в открытом доступе, поэтому заинтересованные граждане всегда могут узнать нужные им сведения о земельном участке и ознакомиться с его описанием.
  • Для эксплуатации таких земель устанавливается определенный режим землепользования, в рамках которого не разрешается переводить земли из их прямого назначения в другую категорию.
  • Плодородные массивы могут быть переданы для разбивки огородов и садов, развития животноводства, организации сельскохозяйственных мероприятий.
  • Инстанция, которая курирует вопросы распределения земель фонда, организует публикацию о поступлении и выбытии земельных участков в местных средствах массовой информации, предоставляет населению актуальные сведения.
  • Государство предусмотрело создание базы данных и стало именовать его Фондом перераспределения земель. Сюда вошли наделы и бесхозные площади, которые были изъяты по решению суда, а также территории, от которых отказались их пользователи и бывшие собственники.

Поделиться ВКонтакте Facebook Одноклассники Twitter Добавить комментарий

Фонд перераспределения земель

ных участков – земли, находящиеся в собственности государства, которые оно может передавать гражданам и юридическим лицам в аренду либо собственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Такие земли используются по общим правилам землепользования. Цель создания фонда перераспределения заключается в передаче земельных участков для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских или фермерских хозяйств, личных подсобных, ведения животноводства, садоводства, огородничества. Также земельные участки могут использоваться в качестве сенокоса или пастбища.

формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:

  1. При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
  2. При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
  1. При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
  2. При добровольном отказе от надела. В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются.

    Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.

Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям.

Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации. Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях.

Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:

  1. Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
  2. Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
  3. Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
  4. Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.
  5. Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
  6. Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.

В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.

Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда.

Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:

  1. Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
  2. Аквакультуры – рыболовства.
  3. Создания защитных насаждений.
  4. Ведения сельскохозяйственного производства.
  5. Ведения охотничьего хозяйства.
  6. Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.

Земельные участки из фонда могут получить:

  1. Граждане, товарищества, хозяйственные общества.
  2. Общины малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.
  3. Производственные и потребительские кооперативы.
  4. Казачьи общества.
  5. Коммерческие и некоммерческие организации.
  6. Учебные, опытные, опытно-производственные подразделения, которые подготавливают кадры.
  7. Религиозные организации.
  8. Унитарные предприятия — как государственные, так и муниципальные.

Вопросы по получению и использованию земельных участков из фонда решаются согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и ряду федеральных законов. Чтобы получить надел из фонда, необходимо обратиться в орган местного самоуправления.

Согласно статье 80 Земельного Кодекса Российской Федерации, сведения о фонде перераспределения участков являются общедоступными.

Администрация муниципальных районов обязана информировать всех заинтересовавшихся лиц о наличии тех либо иных наделов и публиковать в местных СМИ сведения о поступающих в фонд землях. Таким образом, граждане, общины, товарищества могут подать заявление на получение надела в безвозмездное пользование, а фермерские хозяйства или компании – приобрести дополнительные территории. В местной администрации заинтересовавшемуся лицу обязаны предоставить информацию не только о наличии либо отсутствии земельного участка, но и, при его наличии, показать полное описание характеристик земли.

В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей текст

​Что такое районный фонд перераспределения?

Со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»

фондах перераспределения земель в которые включены земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

В настоящее время фонд перераспределения можно определить как часть земель сельскохозяйственного назначения без определенных границ и с изменяющейся площадью, состоящую из земельных участков, а также земель, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья и другие виды земель, которые находятся в ведении субъектов РФ или муниципальных образований, не предоставленные на каком-либо праве ни гражданам, ни юридическим лицам.П. 2 ст. 80 ЗК РФ прямо не указывает основания включения земельных участков в фонд перераспределения, отсылая участников правоотношений к федеральным законам.Такими основаниями могут быть, во-первых, приобретение земельных участков в порядке реализации преимущественного права субъекта РФ или муниципального образования в соответствии со ст.

8 Закона № 101-ФЗ. Во-вторых, отчуждение земельного участка по основаниям, которые установлены ст. 5 Закона № 101-ФЗ (Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности).