Как провести уточнение границ ранееучткенного земельного участка

Как провести уточнение границ ранееучткенного земельного участка

Как провести уточнение границ ранееучткенного земельного участка

Об уточнении местоположения границ земельного участка


Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон № 221-ФЗ).

Согласно ч.3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в случае, если в соответствии с Законом о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Согласно ст.39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН. Предметом согласования местоположения границ земельного участка с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременного являющейся границей другого земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если договор аренды заключен сроком более чем пять лет). По общему правилу исходя из положений , Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным: -при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей; -если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.

Отдельные акты согласования местоположения границ в отношении земельных участков, смежных с земельным участком — объектом кадастровых работ, оформляются только в случае, если в результате выполнения кадастровых работ в том числе уточняется местоположение частей границ таких смежных земельных участков, не являющихся одновременно частями границ земельного участка — объекта кадастровых работ.

Вместе с тем в соответствии с положением части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка).

Уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: — при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; — в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка); — в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); — при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, несоответствие сведений ЕГРН о местоположении границ земельного участка фактическому расположению объекта недвижимости).

Статья 43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 43- Истец (собственник земельного участка) хочет установить его границы 1.

Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в настоящего Федерального закона (далее — уточнение границ земельного участка).(в ред. Федерального от 30.04.2021 N 120-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2.

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется.

В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (которые являются общими частями) границ образуемого земельного участка.(в ред. Федерального от 30.04.2021 N 120-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2.1.

Уточнение границ земельных участков в случае выявления ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, в том числе при выполнении кадастровых работ в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, осуществляется на основании заявления лица, являющегося правообладателем одного из земельных участков, в отношении которых осуществляется уточнение границ, либо указанного в настоящего Федерального закона лица, заинтересованного в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, а также необходимых для таких государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов. В указанном случае в межевой план включается обоснование наличия ошибки в описании местоположения границ смежных и (или) несмежных земельных участков, а местоположение границ указанных земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.(часть 2.1 введена Федеральным от 30.04.2021 N 120-ФЗ)КонсультантПлюс: примечание.С 28.10.2021 в ч.

3 ст. 43 вносятся изменения ( от 30.04.2021 N 120-ФЗ). См. будущую редакцию.3. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории.4.

В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.5. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.6. Сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в случае:1) поступления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете в связи с изменением характеристик земельных участков, местоположение границ которых считается спорным, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади.

В этом случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;2) поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке;3) истечения пятнадцати лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о спорном местоположении границ земельных участков (в случае непоступления документов (копий документов), указанных в и настоящей части.7.

При наличии в органе регистрации прав информации о выполнении на территории определенного кадастрового квартала комплексных кадастровых работ орган регистрации прав уведомляет по адресу электронной почты заказчика и исполнителя комплексных кадастровых работ о поступлении в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, расположенного на территории, в отношении которой осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ, о результатах рассмотрения указанного заявления, а также о кадастровом инженере, подготовившем представленный с заявлением межевой план.
При наличии в органе регистрации прав информации о выполнении на территории определенного кадастрового квартала комплексных кадастровых работ орган регистрации прав уведомляет по адресу электронной почты заказчика и исполнителя комплексных кадастровых работ о поступлении в орган регистрации прав заявления об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, расположенного на территории, в отношении которой осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ, о результатах рассмотрения указанного заявления, а также о кадастровом инженере, подготовившем представленный с заявлением межевой план. уведомления устанавливается органом нормативно-правового регулирования.(часть 7 введена Федеральным от 17.06.2019 N 150-ФЗ)8.

Если представленная в орган регистрации прав по результатам комплексных кадастровых работ карта-план территории подготовлена без учета результатов кадастровых работ и государственного кадастрового учета в отношении земельных участков, указанных в настоящей статьи или настоящего Федерального закона, и в карте-плане территории отсутствуют сведения об указанной в настоящего Федерального закона ошибке в описании местоположения границ таких земельных участков, орган регистрации прав осуществляет государственный кадастровый учет земельных участков или внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков, за исключением сведений об указанных в настоящей статьи или настоящего Федерального закона земельных участках, если осуществление таких действий не влечет пересечение границ земельных участков (вне зависимости от наличия или отсутствия в карте-плане территории сведений о земельном споре о местоположении границ таких земельных участков) или необходимость изменения описания местоположения границ земельных участков, смежных и (или) не смежных с указанными в настоящей статьи или настоящего Федерального закона земельными участками.

При наличии в карте-плане территории сведений об указанной в настоящего Федерального закона ошибке в описании местоположения границ земельных участков, указанных в настоящей статьи или настоящего Федерального закона, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости содержащиеся в карте-плане территории сведения о местоположении границ таких земельных участков, в том числе осуществляет их государственный кадастровый учет.(часть 8 введена Федеральным от 17.06.2019 N 150-ФЗ)9. В срок не более пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений и (или) осуществления государственного кадастрового учета на основании карты-плана территории, подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, орган регистрации прав размещает в личном кабинете кадастрового инженера, подготовившего карту-план территории, и направляет в электронном виде заказчикам таких работ уведомление, в котором указывается информация о результатах рассмотрения заявления: перечень объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в соответствии с настоящей статьи, перечень объектов недвижимости, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании карты-плана территории в соответствии с настоящей статьи, а также в случае, предусмотренном настоящей статьи, перечень объектов недвижимости, содержащиеся в карте-плане территории сведения о которых не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, с указанием причин невнесения таких сведений. уведомления о результатах внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных при выполнении комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств, утверждается органом нормативно-правового регулирования.(часть 9 введена Федеральным от 22.12.2021 N 445-ФЗ) Открыть полный текст документа

Порядок и необходимость уточнения местоположения границ земельных участков

Значительную долю содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков составляют «ранее учтенные» земельные участки, документы на которые выдавались до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Сведения о таких земельных участках внесены на основании правоустанавливающих или правоподтверждающих документов с декларативной площадью и не содержат информации о прохождении их границ на местности. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об установленных в соответствии с требованиями законодательства границах земельного участка может повлечь сложность при доказательстве местоположения существующей границы, в случае возникновения споров и тяжб о границе с соседями. Если у гражданина имеется земельный участок, которому уже присвоен кадастровый номер, при этом границы такого земельного участка не установлены (отсутствуют сведения о координатах точек границ), то гражданин вправе осуществить процедуру по уточнению сведений о местоположении границ и площади своего земельного участка.

Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, являющемуся членом саморегулируемой организации (сведения обо всех кадастровых инженерах размещены на официальном сайте Росреестра) и заключить договор подряда на проведение кадастровых работ, включающий объем, результат выполняемой подрядчиком работы, а также условия оплаты. После проведения всех работ будет подготовлен межевой план, содержащий все необходимые сведения для внесения в реестр недвижимости. При этом необходимо знать, что при установлении (уточнении) границ земельного участка проводится обязательная процедура их согласования с правообладателями соседних земельных участков, а также со всеми правообладателями уточняемого земельного участка.

Готовый межевой план должен содержать сведения о проведении согласования границ земельного участка в виде Акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором указывается его кадастровый номер, площадь после уточнения границ, прохождение (проложения) границ, за которые расписываются правообладатели соседних участков. Процедура согласования границ проводится по выбору кадастрового инженера посредством проведения собрания заинтересованных лиц или в индивидуальном порядке.

Если согласование границ будет проводится через собрание, то заинтересованным лицам за 30 дней до проведения собрания направляются извещения о проведении собрания, либо такое извещение опубликовывается в печатном издании, являющимся официальным для соответствующего района, на территории которого расположен уточняемый земельный участок.

Если согласование границ будет проводится через собрание, то заинтересованным лицам за 30 дней до проведения собрания направляются извещения о проведении собрания, либо такое извещение опубликовывается в печатном издании, являющимся официальным для соответствующего района, на территории которого расположен уточняемый земельный участок.

При проведении согласования границ кадастровый инженер обязан: 1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; 2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; 3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

После того, как кадастровые работы и согласование местоположения границ проведены, межевой план подготовлен, необходимо обратиться в орган регистрации прав для осуществления учетных действий. Внесение сведений о границах земельного участка носит заявительный характер, то есть собственнику земельного участка (или его представителю, действующему на основании нотариальной доверенности) необходимо обратиться с соответствующим заявлением (согласно установленной форме) в любой близлежащий офис МФЦ, с приложением правоподтверждающего документа и межевого плана в электронном виде (на диске).

Уточнение границ земельного участка проводится в отношении земельных участков, у которых точные границы не определены (координаты характерных точек границ не установлены).

Уточнить границы земельного участка можно по собственной инициативе или при выполнении комплексных кадастровых работ. В рамках этой процедуры обязательно проводится согласование уточненных границ.

Новые сведения о границах земельного участка вносятся в ЕГРН. Это необходимо сделать в случае, когда земельный участок, который находится в публичной собственности, предоставляется без торгов. Вам его не предоставят, если границы такого участка подлежат уточнению.

Других обязательных случаев, когда нужно уточнить границы земельного участка, нет. При этом нужно учитывать, что ранее участки ставились на кадастровый учет без определения их точных границ.

Поэтому большое количество участков в ЕГРН точных границ не имеет. Если у земельного участка не установлены координаты характерных точек границ, рекомендуется провести процедуру их уточнения.

В результате у земельного участка будут определены точные границы. В первую очередь это защитит собственника от присвоения части участка и споров с владельцами смежных участков о расположении границ.

Уточнение местоположения границ земельного участка допускается в тех случаях, когда в ЕГРН: — отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ; — координаты характерных точек границ определены с точностью ниже нормативной точности для земель определенного целевого назначения; — сведения о координатах какой-либо характерной точки границ не позволяют однозначно определить ее положение на местности; — присутствует ошибка, в том числе реестровая, о местоположении границ и осуществляются мероприятия по ее исправлению.

В настоящее время границы земельного участка могут уточняться как по инициативе собственника, так и при выполнении комплексных кадастровых работ. Для уточнения границ земельного участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру и заключить договор на выполнение кадастровых работ.

В результате проведения кадастровых работ составляется межевой плаг, в котором будут определены точные границы вашего земельного участка. В состав межевого плана при уточнении границ участка обязательно включается информация о согласовании границ земельного участка.

Комплексные кадастровые работы выполняются в отношении большинства объектов недвижимости, расположенных в границах одного или нескольких смежных кадастровых кварталов.

Это необходимо для того, чтобы уточнить границы земельных участков, установить (уточнить) расположение на них зданий и сооружений, образовать новые земельные участки, а также для исправления реестровых ошибок в сведениях о границах земельных участков Для уточнения границ земельного участка используютсясведения из документов о праве на земельный участок.

Если их нет, можно воспользоваться документами о границах участка при его образовании. Если же и таких документов нет, границами земельного участка считаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные природными либо искусственными объектами. Границы могут быть также определены с использованием других документов, например планово-картографических материалов, имеющихся в органах местного самоуправления городских округов.

Границы могут быть также определены с использованием других документов, например планово-картографических материалов, имеющихся в органах местного самоуправления городских округов.

По итогам проведения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории.

В ее состав входят сведения о согласовании границ земельных участков. При уточнении границ земельных участков проводится их согласование. Порядок согласования различается в зависимости от того, как уточняются границы участка — по вашей инициативе или при проведении комплексных кадастровых работ.

Границы смежных земельных участков необходимо согласовать, если их уточнение проводилось по инициативе собственника.

Это делается также в случае, когда уточнены границы смежных земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

Границы участка согласовываются со следующими лицами, которым принадлежат смежные земельные участки: — собственниками, кроме случаев, когда участок находится в публичной собственности и предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного бессрочного пользования; — лицами, которым участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования; — арендаторами, если участок находится в публичной собственности и передан в аренду на срок более пяти лет. Согласование может быть проведено и с представителями указанных лиц.

Согласование границ земельного участка может быть проведено: — с установлением границ на местности или без него; — путем собрания или индивидуально с каждым. Если будет проводиться собрание, то всем заинтересованным лицам (их представителям) вручается под расписку (направляется по почте или электронной почте по адресу, который содержится в ЕГРН) извещение о проведении собрания.
Если будет проводиться собрание, то всем заинтересованным лицам (их представителям) вручается под расписку (направляется по почте или электронной почте по адресу, который содержится в ЕГРН) извещение о проведении собрания.

В отдельных случаях оно может быть опубликовано в официальных СМИ.

Извещение должно быть вручено, направлено или опубликовано не менее чем за 30 дней до проведения собрания. В результате согласования границ земельного участка на обороте листа графической части межевого плана составляется акт согласования. Внесение в ЕГРН уточненных сведений о границах земельного участка осуществляется приобращении в Росреестр для кадастрового учета изменения описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади.

Определение границ земельного участка: как не допустить ошибок при уточнении


11.10.2017 Уточнение границ земельного участка – это необязательная процедура при купле-продаже земли. Из-за этого многие граждане пренебрегают ею, но поступают так совершенно напрасно.

На самом же деле, границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (абз. 10, п. 9, ст. 39.29 ЗК РФ). Юридическое закрепление всех технических параметров участка и их строгий учет помогут сохранить свою собственность как от посягательств соседей, так и от нападок властей. Кроме того, такие документы могут быть полезны после оформления наследства, при купле-продаже (чтобы аргументировать стоимость земли).

Сам термин означает процедуру, направленную на определение границ земельного участка, его размеров и координат поворотных точек по установленной законом схеме. Данную процедуру проводят уполномоченные организации (геодезические компании либо специальные подразделения местных органов власти).

Вопросы межевания регулируются законом № 268-ФЗ, Земельным кодексом и Приказом Минэкономразвития № 582.

Уточнение границ считается процедурой для быта необязательной, но ее юридическое значение велико, и им не стоит пренебрегать.

Прибегают к межеванию в случаях:

  1. когда несколько наделов объединяют в один;
  2. при купле-продаже земли.
  3. когда участок разбивают на два и более;

Читайте подробно о том, как составить . Уточнение границ в каждом из описанных выше случаев не обязательно на уровне законодательства, но рекомендуется многими юристами по ряду причин. В случае с разделением участков межевание поможет решить имущественные споры при ссорах между собственниками.

Например, если границы земель после разделения будут строго определены кадастровым инженером, любые споры из-за хозяйственных построек, возможных находок либо урожая будут решаться с опорой на букву закона.

В случае если межевание не производилось, то, несмотря на личные договорённости, участок будет находиться в общей собственности, как и все прилегающие сооружения и прочее. Если не произвести уточнения границ после объединения участков (узнайте, как ), то могут возникнуть сложности при продаже. Покупатель захочет увидеть документ, в котором зафиксирован размер земли.

Покупатель захочет увидеть документ, в котором зафиксирован размер земли. Обозначение или изменение границ земельного участка иногда необходимо, даже без изменения площади по инициативе собственника. Например, когда сосед начинает самовольно двигать забор на участок, который прошёл пошаговую процедуру уточнения границ, то после вызова органов власти подобные действия могут быть расценены как захват чужой собственности (подробно о том, ), за что нарушителя ждет уголовное наказание.

Сведения о таком происшествии следует направлять в полицию.

Есть две инстанции, в которые можно обратиться для получения заключения о границах земельного участка:

  1. структурные подразделения местных органов власти.
  2. геодезические компании;

Объединяет эти инстанции один важный аспект – в их штате должен быть квалифицированный кадастровый инженер. Это не такая распространённая профессия, поэтому в частных конторах его нередко пытаются заменить юристом или простым инженером, но документ, выданный таким человеком, не будет иметь законной силы. Стоимость услуг частных геодезических компаний выше, чем у государственных органов, но они гарантируют кратчайшие сроки выполнения заказа и удобное для вас время.

Сотрудничество с подразделениями местной власти займет от двух недель и больше, в зависимости от количества кадастровых инженеров в составе службы, а также от их загруженности. Ни процессуальное, ни материальное законодательство не устанавливают точного перечня бумаг, необходимых для установления размеров участка.

Для того чтобы не затягивать процедуру, лучше предоставить все правоустанавливающие свидетельства на землю, постройки на ней (будь то дом или хозяйственные сооружения), уточняющие особенности местоположения участка, а также документ, идентифицирующий личность.

Все оригиналы и копии должны быть читабельными, сканы – обязательно цветными.

На ксерокопии паспорта необходима подпись лица, подтверждающая, что она совпадает с оригиналом. Если увеличения или уменьшения участка не происходило, и площадь его территории просто нужно уточнить, это стоит указать в заявлении.

Дополнительно инженер может потребовать ряд иных документов, которые нужно будет запрашивать в архивах или государственных структурах:

  1. , купли-продажи или наследования.
  2. справка, которая подтверждает отсутствие коммунальных коммуникаций, электрических кабелей любого назначения;

Процедура внесения данных в земельный кадастр имеет четкую последовательность:

  • Далее составляется договор по оказанию кадастровых услуг. В законодательстве имеется типовая форма данного договора.
  • Кадастровый инженер должен провести замеры и узнать у соседей, согласны ли они с результатами.

    Если кто-либо решит оспорить процедуру или итоги работы сотрудника службы, то доказывать её законность необходимо будет, подавая исковое заявление в суд.

  • Когда действия на местности закончены и соседи высказали свое письменное согласие с работой кадастрового инженера, наступает период бумажного оформления.

    Составляются и акт соглашения, подписанный собственником, соседями, самим инженером, который выезжал на участок, и представителем местной администрации, который отвечает за вопросы земельного кадастра.

  • Следующим шагом надо выбрать компанию или государственный орган, в который будет направлено обращение.
  • Документы направляются заказчику и в Кадастровую палату.

    Далее этот орган выдает кадастровый паспорт и выписку на участок.

  • В первую очередь необходимо найти документы, о которых говорилось выше, и сформулировать техническую задачу. Зависеть она будет от размера участка, местности, типа собственности и цели проведения межевания.

Если в процедуре были допущены ошибки, либо документация нуждается в исправлениях, Кадастровая палата выносит аргументированное постановление об отказе в выдаче паспорта. В таком случае процедуру необходимо пройти повторно, и срок получения документов увеличится минимум вдвое.

Если направленные бумаги не были приняты из-за ошибки инженера, заказчик имеет все основания требовать бесплатного выполнения повторных замеров другим специалистом. В порядке межевания есть свои особенности, о которых необходимо помнить, дабы вся процедура прошла успешно с первого раза:

  • Необходимо помнить, что любое самовольное изменение размеров величины участка будет расценено инспектором как преступление, о котором он обязан сообщить в соответствующие органы.
  • По закону гражданин обязан самостоятельно предупредить об этом соседей, чьи земли граничат с его участком, за семь календарных дней до начала работ инженера. Чтобы при обращении в суд не возникал споров, собственнику земли стоит попросить соседей расписаться в документе, который составляется в свободной форме и не нуждается в юридическом закреплении. В этом случае главное не узнать мнение соседей, а оповестить их о дате прибытия инспектора, чтобы он учитывал их решение.
  • Исправление нарушений допускается в досудебном порядке в сроки, установленные соглашением между соседями.
  • Если инженером будет подтверждена незаконность расширения участков соседей за счёт земли заказчика, он обязан вызвать участкового и зафиксировать правонарушение.
  • Решение межевать участок может быть принято либо собственником, либо его представителем по доверенности. Родственные связи на этот вопрос не влияют.

Ранее процедура межевания в РФ практически не проводилась, но с каждым годом количество сознательных граждан увеличивается.

В современном обществе уточнение границ участка имеет большое значение. Так как встречаются такие моменты, когда участок может находиться вблизи лесного фонда, и при строительстве изгородь незначительно может быть смещена, в результате чего может быть уменьшена или, наоборот увеличена площадь участка. Такие случаи встречаются в судебной практике.

Примеры:

  • Апелляционное определение Московского областного суда от 16.08.2017 по делу N 33-24911/2017

Требование: О внесении сведений о местоположении границ земельного участка согласно заключению эксперта. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он является собственником земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок стоит на кадастровом учете, , при проведении контрольного замера было установлено несоответствие фактического местоположения границ участка и сведений о его границах в государственном кадастре недвижимости, также было установлено пересечение фактических границ участка с границами земельного участка лесного фонда.

Решение: Требование удовлетворено.

  • Апелляционное определение Московского областного суда от 18.01.2017 по делу N 33-785/2017

Требование: Об определении границ земельного участка, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости. Обстоятельства: Истица указала, что является собственником земельного участка, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, границы земельного участка не уточнены, ограждение существует, участок расположен в границах землеотвода ответчика, граничит с землями лесного фонда, при проведении работ по уточнению границ участка выяснилось, что существует наложение границ на границы земель лесного фонда.

Решение: Требование удовлетворено. Поделиться с друзьями:

Как провести уточнение границ участка земли?

Определение точного местоположения границ земельного надела помогает устранить многие юридические сложности при пользовании таким наделом или совершении по его отчуждению. Процедура уточнения имеет ряд особенностей, которые зависят от имеющихся документов и текущего статуса границ.

Уточнение границ наделов земли является особым видом межевых работ, результатом которых является составленный надела, в котором указаны обновлённые границы.

Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218, уточнение границ участков проводится в следующих случаях:

  1. Границы участка не установлены;
  2. В документах отсутствуют данные о ранее определённых границах;
  3. Границы участка установлены с недостаточной точностью.

Первый случай относится к ситуации, когда на приобретённый надел земли отсутствует кадастровый документ с указанием границ надела.

Во втором случае кадастровый документ имеется, но необходимо уточнить границы из-за отсутствия межевого плана, так как кадастровый на участок можно получить в общих границах, определённых проектом межевания территории (особенно при предоставлении или участка).

Важно помнить, что даже при наличии и межевого плана (третий случай) процедура уточнения существующих границ поможет избежать неприятностей с владельцами соседних участков или при необходимости разделения участка на несколько самостоятельных наделов. Перед проведением работ по уточнению границ нужно собрать следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. План застройки надела;
  3. Свидетельство о праве пользования наделом;
  4. Копия проекта межевания территории;
  5. Кадастровый документ (если имеется);

Проект межевания территории находится в местном органе исполнительной власти, который предоставил ранее землю для застройки или развития.

Если земля была предоставлена садовому или дачному товариществу, то копию проекта межевания можно получить в правлении СНТ.

План застройки необходим, чтобы выяснить возможное превышение максимального приближения будущих строений к обновлённым границам. Необходимо знать, что проводить работы по уточнению и переопределению границ имеют право следующие лица:

  1. Владельцы участков;
  2. Держатели права ;
  3. ;
  4. Держатели права пожизненного владения.

Данные лица должны иметь документы, подтверждающее право пользования наделом.

Следует знать, что в соответствии с ч.2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221, кадастровый инженер может отказаться от проведения межевых работ, если заказчиком был представлен неполный пакет документов, или в документах имелись недостоверные сведения.

Если отсутствует кадастровый паспорт на земельный надел и межевой план, то порядок действий по уточнению границ надела следующий:

  1. Анализ собранных данных;
  2. Регистрация межевого плана в кадастровой палате.
  3. Заключение договора с выбранной компанией;
  4. Осуществление межевых работ на участке;
  5. Выбор геодезической компании;
  6. Первичный осмотр участка кадастровым работником;
  7. Составление окончательного межевого плана;
  8. Согласование предварительной карты участка;
  9. Сбор нужных сведений и подготовка документов;

При подготовке вышеперечисленных документов важно найти дополнительно те, которые содержат любые сведения о ранее установленных границах. Это может быть и технический план уже построенных сооружений с указанием их координат.

При выборе геодезической компании необходимо обратить внимание на наличие соответствующей лицензии, а также на репутацию фирмы.

Кадастровый работник фирмы обязательно должен состоять в федеральном списке кадастровых инженеров, представленном на сайте Росреестра.

Сначала работник фирмы производит осмотр участка и изучает предоставленные

документы, после чего заказчик и представитель фирмы обсуждают цену и заключают договор, а также подписывают акт о проведении кадастровых работ. Далее кадастровый инженер выезжает на участок с необходимыми инструментами для проведения измерений, работы на участке могут продлиться до двух недель.

Кадастровый инженер осуществляет на участке следующие действия:

  1. Измерение высоты холмов и/или глубины низин;
  2. Первичный замер длин границ;
  3. Установка контрольных точек (колышков);
  4. Осмотр почвы;
  5. Уточняющий замер.
  6. Осмотр естественных границ;
  7. Фотографирование территории;

Важно помнить, что перед выездом специалиста на участок необходимо оповестить соседних пользователей о предстоящих работах по уточнению границ.

После проведённых измерений и проведения ряда необходимых вычислений, кадастровый инженер предоставляет предварительную карту участка заказчику работ для согласования.

Также необходимо согласовать вновь определённые границы с заинтересованными лицами – сособственниками надела заказчика и соседними землепользователями.

При отсутствии претензий заинтересованных лиц кадастровый инженер составляет итоговый межевой план участка, который состоит, согласно ч. 5 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», из двух частей:

  1. Текстовой.
  2. Графической;

В графической части приводится изображение плана участка с указанием новых границ и мест прохода/проезда через участок при публичном сервитуте. Заинтересованные лица должны подписать границ надела земли, который располагается на обороте графической части итогового межевого плана.

После этого согласованный межевой план передаётся в государственный кадастр недвижимости для рассмотрения и окончательного утверждения, в процессе которого члены комиссии по рассмотрению могут делать запросы в архивы и проверять подлинность документов. В случае выявления нарушений кадастровый орган отказывает в согласовании итогового межевого плана с указанием причины. Причинами могут быть:

  1. Обнаружение факта наложения границ;
  2. Нарушение публичного сервитута.
  3. Недопустимое приближение границ к красным линиям территории;
  4. Обнаружение ошибок в расчётах кадастрового инженера;
  5. Недостоверно указанные данные;
  6. Неполный пакет документов;

Для устранения наложения границ или нарушения сервитута вследствие проведённого уточнения может потребоваться судебное разбирательство, остальные случаи могут быть исправлены заявителем или кадастровым инженером.

В случае успешного согласования заказчик получает межевой план с точно определёнными границами, на основании которого может оформить кадастровый паспорт на земельный надел в будущем.

Важно помнить, что если сведения о площади земельного надела занесены в ЕГРН, то уточнённая площадь не может быть меньше указанной в ЕГРН более, чем на 10%, согласно п.

3 ст. 42.8 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221.

Также площадь надела с уточнёнными границами не может превышать предельно установленные размеры для земель данного вида или 10%, если такие пределы не установлены. В кадастровом паспорте содержится схематическое изображение участка с указанием основных граничных точек. Наличие данного документа вносит ряд упрощающих изменений в процедуру уточнения границ надела земли:

  1. Уменьшение количества межевых работ;
  2. Уменьшение необходимого пакета документов;
  3. Наличие дополнительного аргумента при ;
  4. Упрощённое согласование итогового межевого плана в кадастровой палате.

При наличии кадастрового документа не нужно предъявлять схемы строений и проект межевания территории, выписки из данного проекта кадастровый орган запросит самостоятельно в случае сомнений при итоговом согласовании межевого плана.

Межевые работы по уточнению границ непосредственно на участке занимают несколько дней из-за отсутствия необходимости проводить множество предварительных измерений для определения первичных границ.

Уточнение стандартных прямоугольных садовых участков при отсутствии разногласий занимает один рабочий день. Также следует понимать, что если соседние землепользователи заказали межевые работы, то при возникновении спора преимущество будет на той стороне, у которой будет в наличии кадастровый документ со схематичным изображением границ.

Если он имеется у обеих сторон спора, то тогда вопрос решает суд. В конечном этапе уточнения границ, при согласовании их в кадастровом органе, такое согласование происходит значительно быстрее, чем при отсутствии кадастрового документа, и уменьшается вероятность отказа в согласовании. Если в процессе уточнения границ межевой план надела не был утверждён в кадастровой палате, или часть надела земли землепользователя была незаконно захвачена соседями, то такой спор решается в судебном порядке.

Исковое заявление в суд имеет определённую структуру, состоящую из трёх частей:

  1. Просительной.
  2. Вступительной;
  3. Мотивировочной;

Во вступительной части происходит описание ситуации, из-за которой возник спор, с указанием подтверждающих данных. В мотивировочной части происходит перечисление законов и подзаконных актов, применимых к изложенной истцом ситуации в юридической практике, а также каким именно образом они могут быть применены, по мнению истца (или его адвоката).

В просительной части истец просит суд решить ситуацию в его пользу на основании изложенных в мотивировочной части заявления законов и перечисленных обстоятельств.

может предоставляться только гражданам РФ. Хотите арендовать землю под ЛПХ? Как это сделать правильно, описано .

Нежилое помещение можно перевести в жилое. Подробный алгоритм есть в . В заявлении должно быть указаны следующие пункты: Данные (ФИО) заявителя и ответчика;

  1. Площадь участка;
  2. Вид разрешённого использования;
  3. Категория земли;
  4. Номер свидетельства регистрации собственности.
  5. Кадастровый номер;

Например, в пунктах для категории и вида использования земли следует писать: «Земли поселений, для индивидуального жилищного строительства», или «Сельскохозяйственные земли, для садоводства».

Скачать образец искового заявления об уточнении границ земельного участка можно .

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. Межевой план.
  2. Квитанция об оплате госпошлины;
  3. Правоподтверждающие документы;
  4. Копия кадастрового документа;
  5. Технически паспорт на строения;
  6. Правоустанавливающие документы;
  7. Копия паспорта заявителя;

Если спор возник на стадии составления межевого плана, то вместо него прилагается

заключение кадастрового инженера об определённых им границах участка при межевых работах по уточнению. Правоподтверждающими документами могут являться документы, на основании которых землепользователь осуществляет эксплуатацию земельного надела и имеет право уточнять границы, ими могут быть документ о праве собственности, , свидетельство о праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Правоустанавливающие документы указывают на источник получения права: договор покупки, мены, дарения, свидетельство о праве наследования и т.д.

Необходимо понимать, что каждый земельный спор по уточнению имеет свои особенности, и для составления заявления в суд лучше обратиться к квалифицированным юристам, так как неверно составленное заявление может привести к неверному решению суда или не будет принято изначально. Итак, для уточнения границ земельного надела необходимо собрать пакет документов и обратиться в межевую организацию.