Как правильно изобразить схему дтп

Как правильно изобразить схему дтп

Как правильно изобразить схему дтп

Как нарисовать схему дтп для страховой — изучаем развернуто


Схема ДТП – это крайне важный документ при разбирательстве причин дорожно-транспортного происшествия, поиска виновного случившегося.

Поэтому крайне важно понимать, как ее нарисовать, какие правила учесть при этом, а когда подобное решение недопустимо совершать самостоятельно.

Об этом поговорим далее. Блок: 1/6 | Кол-во символов: 353Источник: https://pravzarulem.ru/oformlenie/sostavlenie-shemy-dtp Содержание Схема дорожно-транспортного происшествия – что это такое? Схема ДТП (далее СДТП) – это один из основных документов, который составляется при аварии. Он представляет собой графический план всего того, что имеет отношение к происшествию: отображение местности с ее инфраструктурой, транспортных средств (далее ТС), различных объектов, следов ДТП.

В этот план также вносится дополнительные сведения: дорожная обстановка, связанные с ней условия, данные по участникам, свидетелям и т. п. Информация, изложенная в СДТП обязана быть как можно более полна и достоверна – от этого во многих случаях прямо зависит юридическая ценность подобного документа. Зачем и когда необходимо составлять схему ДТП в 2021 году?

В 2021 году при самостоятельном составлении протокола о ДТП схема аварии является ключевым документом, на основании которого страховая компания устанавливает виновников.

С ее помощью сотрудники ГИБДД имеют возможность подробно разобрать обстоятельства происшествия. В случае обращения в суд (например, при наличии пострадавших) схема также прикрепляется к материалам дела.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России. Чтобы схема ДТП имела юридическую силу, её нужно составить с учетом всех предписаний, описанных в ФЗ «об ОСАГО». В противном случае можно получить законный отказ в выплате материального ущерба со стороны страховой компании.

Кто должен рисовать схему ДТП? В отношении того, кто должен или имеет право составлять СДТП однозначного ответа нет – тут все зависит от следующих факторов:

  1. Обстоятельств происшествия.
  2. Целей составления документа.

В зависимости от обстоятельств происшествия и целей применения документа, схему ДТП могут составлять как его участники, так и должностные лица. К подобным обстоятельствам относится тяжесть последствий аварии, ее классификация, сложность определения степени вины, уровень разногласий и др.

Если же единственной целью составления схемы является получение возмещения от страховой компании (далее СК) по ОСАГО или КАСКО, то можно обойтись и без привлечения сотрудников ДПС.

Если обобщить, то СДТП может составляться в двух целях:

  • Для ГИБДД.
  • Для страховой компании.

При этом для каждого пункта имеются свои нюансы, которые водителю нужно знать. Нормативная база Общие положения по составлению схемы ДТП в 2021 году прописаны в 12 статье Федерального закона РФ 40-ФЗ (в простонародье «об ОСАГО»).

Размеры максимальных выплат прописаны в 5 пункте данной статьи.

Как нарисовать план ДТП правильно Дабы несколько раз не переделывать зарисовку, важно знать, как правильно нарисовать схему ДТП.

Помните, что составление схемы ДТП не должно давать поводов для споров. Составить схему инцидента на дороге самостоятельно нужно таким образом, чтобы каждый участник автопроисшествия был с ней согласен.

Оформить план с первого раза нужно по простым правилам составления, несмотря на то, что они не унифицированы. Образец схемы ДТП. Основные требования к схеме ДТП таковы:

  • Следы случившегося. Внимательно осмотрите место аварии, появившиеся на дороге следы, измерьте рулеткой, отметьте на зарисовке. Правила составления просты, придерживайтесь их, чтобы оперативно решить вопросы после дорожного приключения.
  • Описание местности. Сначала нанесите положение участка автодороги, укажите названия улиц, проспектов, объектов. Также зарисуйте местоположение тротуара, трамвайных путей, дорожных знаков, светофоров с горящим нужным светом, разметкой, открытыми колодцами и т.п. Это крайне важный этап создания зарисовки, правильное построение условий аварии позволит оперативно установить виноватого водителя автомобиля.
  • Место происшествия. В извещении рисуют положение авто в момент дорожно-транспортного происшествия, а также их направления движения в виде стрелок. Форму авто допускается изображать простыми прямоугольниками, с подписями, к примеру, первый – «А», второй – «Б», третий – «В». Место удара транспортных средств обозначают «Х».
  • Иные участники движения. Зарисуйте положение стоящих машин, которые могли препятствовать движению.
  • Наличие названия. Бланк описи места ДТП должен именоваться просто «Схема дорожно-транспортного происшествия».
  • Формат. Потребуется отдельный белый лист формата А4, где описывают большинство важных деталей.
  • Условные обозначения. Расшифруйте условные обозначения под зарисовкой. Например, машина «А» – Опель Вектра, номерной знак в243уе 229. Аналогично описывается другие транспортные средства.

Обязательно обратите внимание на состояние пострадавших при случившемся людей.

Нужно понять, насколько они адекватны, находятся ли в алкогольном или наркотическом опьянении. При установлении данного факта, его отмечают в зарисовке.

Под конец работы нужно указать ФИО составителя схематического изображения аварии.

Потом указывают каждое участвующее лицо, просят , отметить свое согласие с составленным документом. Стоит также сделать опрос очевидцев случившегося, собрать их данные, подписи под зарисовкой.

Опытные юристы подскажут, что быстрое решение спорных вопросов при аварии можно добиться, если придерживаться следующих рекомендаций при создании схематического изображения случившегося: Рекомендация Особенности реализации Не допускайте исправлений Если пришлось исправить цифру, букву, слово, заверьте исправление подписями всех сторон. Не оставляйте графы незаполненными Если такое случилось, перечеркните пустое место в виде английской буквы «z». Опросите свидетелей Показания очевидцев фиксируйте на бумаге, соберите подписи под фиксацией.

Посчитайте количество заполненных граф Подсчитанное значение напишите под графам.

Существуют типовые зарисовки аварий, ими можно пользоваться в ряде случаев. Но бывают ситуации, при которых заполнять схематическое изображение аварии своими руками нельзя. Опишем их далее. Что должно быть на схеме ДТП?

Кто должен составлять документ?

Схема ДТП в 2021 году может быть составлена двумя способами:

  • С участием инспекторов ГИБДД. Такой способ актуален в тех ситуациях, когда между участниками аварии возникли разногласия и договориться самостоятельно им не удаётся. Сотрудник автоинспекции, прибывший на место ДТП, в таком случае осуществляет комплекс мероприятий с целью установления степени вины участников аварии и нанесенного ими ущерба.
  • Без участия сотрудников ГИБДД, т.е. непосредственно участниками аварии. В таком случае все необходимые сведения указываются в Европротоколе, который подписывается обеими сторонами.

В 2021 году европротокол является официальным документом, несмотря на то, что составлен самостоятельно.

Его предъявление в страховую компанию – законные основания для взыскания материальных затрат на восстановление автомобиля по ОСАГО, пострадавшего в ДТП. Получение денежной компенсации возможно только в том случае, если при составлении Европротокола не допущено ошибок.

В данном документе должны быть детально запротоколированы все произошедшие события с учетом внешних факторов (светофоры, другие участники движения, ландшафт местности и т.д.). Что должно быть в схеме ДТП? В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия.

Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации.

С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2021 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:

  1. Расположение автомобилей после ДТП.
  2. Детальное расположение транспортных средств перед аварией с указанием направлений.
  3. Если в момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были другие ТС, необходимо указать их.
  4. Если на пути движения автомобилей были преграды они должны быть детально описаны.
  5. Подробное расположение светофоров, дорожных знаков и линий разметки. Последняя нужна для того, чтобы выяснить, были ли ограничения у участников ДТП на совершение тех или иных маневров.
  6. Подробное описание месторасположения произошедшей аварии (полное название улиц, трасс и т.д.).
  7. Место, где произошло первое соприкосновение транспортных средств.

Если подписал протокол при несогласии Возможна и обратная ситуация – документы по ДТП уже подписаны, но по ним есть несогласие. Авария – тяжелый стресс даже для опытного водителя, и под давлением обстоятельств (иногда других участников автопроисшествия или полиции) человек может даже под тем, с чем заведомо не согласен.

Что делать, если схема ДТП составлена вымышленно или есть другие вопросы? Автоюристов часто спрашивают, можно ли оспорить схему ДТП, если подписался? Да, но делать это придется через суд.

Несогласие обычно возникает, если водителя не было на месте ДТП из-за:

  1. неадекватного состояния гражданина на момент ДТП;
  2. гибели в ДТП пострадавшего (в этом случае оспаривать придется родным).
  3. оставления места ДТП;
  4. доставки в отделение полиции до приезда на место наряда Госавтоинспекции;
  5. его транспортировки в больницу;

Кроме того, личное присутствие на месте ДТП само по себе еще не гарантирует достоверности составленного документа.

Оспариваются:

  1. нарушения законодательства при составлении, тогда схема ДТП не может быть доказательством.
  2. недостоверность данных;
  3. сведения в схеме ДТП, они могут быть неверны или неполны;

Часто оспариваются вымышленные схемы, где данные (или их часть) выдуманы одной из сторон. Это деяние классифицируется как преступление, ответственность по нему регламентируется ст., 303 Уголовного кодекса.

По обращению в суд может быть назначено оспаривание схемы ДТП следственным экспериментом. Если по его результатам будут выявлены ошибки в документе или, например, подставное ДТП, соответствующие данные будут зафиксированы и использованы в суде. Подспорьем могут оказаться:

  1. свидетельские показания;
  2. записи с видеокамер, если место ДТП попадает в угол их обзора.
  3. данные фото- и видеофиксации;

При каких условиях нельзя самостоятельно делать зарисовку аварии Мы уже рассказали, как рисовать схему дорожного инцидента, какие реквизиты должен иметь такой рисунок.

Также мы поговорили о том, какой должен быть Порядок действий человека, который взял на себя оформление ДТП, уделил внимание схематическому плану аварии, раздал заполненное извещение участникам дорожно-транспортного происшествия.

А теперь поговорим о том, когда делать это самостоятельно нельзя. Сделать звонок для вызова сотрудников полиции придется, а случившееся без ГИБДД не оформить своими руками, если:

  1. кто-то из участников происшествия на дороге или местах парковки пребывает в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;
  2. один из водителей не взял, просрочил, подделал полис ОСАГО;
  3. присутствуют пострадавшие, жизни или здоровью которых нанесен определенный вред;
  4. ущерб, который понесло транспортное средство потерпевшего, превысил лимит по ОСАГО – 400 тысяч рублей.
  5. один из водителей аварии не взял или в принципе лишен водительского удостоверения;

Мнение эксперта Наталья Алексеевна Если хоть одно из перечисленных условий выполняется, схема ДТП не может быть создана самостоятельно, Европротокол оформлять нельзя.

Иначе водителя могут оштрафовать, в некоторых случаях даже лишить водительского удостоверение на время. Если в ДТП больше двух участников А что делать, если в ДТП участвовало более двух машин?

В этом случае играет роль очередность столкновения ТС. Например, если имела место т.

н. «колбаса», а чье-то авто оказалось в ее средине, то его водитель может быть виновником и потерпевшим одновременно.

Ему придется заполнять не один, а два бланка извещения со схемами, более подробно характеризующими свою область столкновения, но не упускающих общей картины. Первый экземпляр заполняется с водителем той машины, которая оказалась спереди, а второй с тем, машина которого была сзади. Как скачать бланк извещения о ДТП Бланк извещения о ДТП для СК предлагает скачать множество автосайтов.

Но лучше всего это делать с официального портала РСА – ведь в форму бланка могут быть внесены изменения, а не все сайты, в отличие от РСА, обновляют свои ссылки вовремя.

Для скачивания бланка нужно:

  1. Вам откроется небольшое меню, дающее возможность скачать не только бланк извещения, но и инструкцию по его заполнению.
  2. Зайти на страницу ОСАГО портала РСА – в раздел «Бланки» по этому адресу.

Внимание!

В машине желательно иметь несколько бланков извещений – на случай неправильного заполнения и если у другого участника ДТП своего экземпляра не окажется. Пример схемы ДТП на заполненном извещении На приведенной для примера картинке видно, как заполняется шапка извещения, как описываются оба транспортных средства.
Пример схемы ДТП на заполненном извещении На приведенной для примера картинке видно, как заполняется шапка извещения, как описываются оба транспортных средства.

В центральной части для каждого из автомобилей галочками указываются типичные обстоятельства, которые подходят к вашему случаю.

Но обратите внимание, что приведенный образец извещения о ДТП по ОСАГО заполнен не совсем корректно.

В извещении, по обеим сторонам от схемы, имеются поля для описания полученных повреждений.

При этом, в образце имеется лишь перечисление пострадавших деталей. Правильнее же будет описать все повреждения (скол, вмятина, царапина и т. п.), а не только перечислить их.

Если СДТП выполняется для ГИБДД, то при возможности желательно провести основные замеры и отразить их на схеме или на отдельном листе. Для чего нужна схема Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств.

Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу. Вообще грамотно составленная схема позволяет:

  1. упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
  2. точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
  3. не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.
  4. избежать разногласий при вынесении постановления по делу;

Ссылки на законодательные акты Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

Типовые схемы Для облегчения графического отображения ДТП при его оформлении без участия сотрудников полиции был разработан пакет типовых схем, отражающих наиболее часто встречающиеся варианты ДТП. О целесообразности применения типовых схем на практике имеются разные суждения. В нашем же случае консультативную помощь опять оказал Михаил Андреевич: – Михаил Андреевич, скажите, в вашей практике типовые схемы применяются?
В нашем же случае консультативную помощь опять оказал Михаил Андреевич: – Михаил Андреевич, скажите, в вашей практике типовые схемы применяются?

– Они существуют, обновляются, но действовать по-настоящему, оказывая реальную практическую помощь, эти шаблоны не могут, несмотря на то, что они являются серьезным и фундаментальным трудом. Обычно каждое происшествие имеет лишком много индивидуальных нюансов, сильно затрудняющих графическую стандартизацию. Другое дело, что типовые схемы имеют ценный обучающий потенциал – ознакомиться с ними заранее полезно каждому водителю.

От себя добавлю, что типовые схемы не применяются при:

  1. Нестандартных ситуациях.
  2. Бесконтактных дорожно-транспортных происшествиях.
  3. Неправильно заполненных 16-м или 17-м пунктах извещения или отсутствии в нем подписей участников ДТП о согласии.
  4. ДТП, оформленных с нарушением п. 2.6 и пп. 2.6.1 ПДД РФ, а также и ст. 11.1 «Закона об ОСАГО».

Как устроены типовые схемы ДТП Все типовые схемы ДТП поделены на категории по типу происшествия в зависимости от того, как автомобили передвигались перед аварией:

  • Задним ходом.
  • Во встречном направлении.
  • В попутном направлении.
  • Одно из ТС стояло.
  • Под углом относительно друг друга.

Типовые схемы отражаются в таблицах:

  1. В третьей цифрой обозначается степень вины первого автомобиля.
  2. В первой графе размещается картинка.
  3. В четвертой – второго автомобиля.
  4. Во второй дается краткое описание происшествия.

Вот пример одной из типовых схем: Хотя типовые схемы не нашли широкого применения при оформлении происшествий, их полезно возить с собой в бардачке, чтобы иметь характерный пример оформления ДТП. Скачать пакет таких схем можно на сайте РСА в разделе «В помощь страхователю».

А вот прямая ссылка на скачивание (PDF). Необходимые документы Для того чтобы самостоятельно составить Европротокол потребуется предоставить следующий перечень документов:

  1. Первичную справку об аварии.
  2. Схему ДТП, подписанную обоими водителями.
  3. Письменное объяснение (в свободной форме) от каждого участника аварии.
  4. Протокол, в котором отмечено, что нарушение имеет административный характер (т.е. отсутствуют пострадавшие).

Как рисовать схему при происшествии во дворе или на парковке Обратите внимание, что часть происшествий относится к маневрированию на парковке, стоянке или во дворе.

Изначально правила ОСАГО рассматривали ДТП на закрытых территориях как не страховой случай, но сейчас поступили разъяснения, что жилые дворы, парковки и стоянки относятся к области страхового покрытия по ОСАГО. Статья 1, абз. 2 ФЗ № 40 распространяет понятие использования ТС не только на обычные дороги, но и на дворы жилмассивов, стоянки, территории предприятий и т. п. В случае возникновения ДТП на такой территории графическая схема составляется по общим правилам как для обычного происшествия.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2021 году составляется самостоятельно.
Последовательность действий выглядит следующим образом:

  • Далее на бумагу наносят транспортные средства. Их принято изображать в виде прямоугольника (фары — треугольником).
  • После этого на схему ДТП необходимо нанести точные координаты транспортных средств как до аварии, так и после. Для этого производятся замеры (расстояние между ТС, от колес до обочины и т.д.). Для таких целей желательно иметь рулетку.
  • Определяется масштаб чертежа.
  • Первым делом изображается участок дороги (на котором произошло ДТП) с детальным обозначением ландшафта, светофоров и дорожных знаков. Не нужно углубляться и наносить все мельчайшие детали.

Помарок в чертеже быть не должно, поэтому оптимальный вариант – составить сначала «черновик», согласовать его и после того как оба водителя пришли к общему мнению составлять полноценную схему с уточнением всех деталей.

Когда водители совместно составили схему ДТП, можно переходить к заполнению бланка извещения (выдается вместе со страховым полисом). Пример самостоятельно составленной схемы ДТП Вот так выглядит бланк для составления схемы ДТП: Типовая схема, в которой 2 транспортных средства, двигающихся в одном направлении столкнулись на перекрестке.

Пример самостоятельно составленной схемы ДТП Вот так выглядит бланк для составления схемы ДТП: Типовая схема, в которой 2 транспортных средства, двигающихся в одном направлении столкнулись на перекрестке.

Крестиком обозначено место столкновения, стрелками направление движения. На чертеже имеются названия улиц, места размещения светофоров.

Обратите внимание на шапку – в ней указывается место и дата произошедшей аварии.

Как составить схему ДТП онлайн? У неопытных водителей могут возникнуть проблемы с составлением схемы ДТП, специально для таких ситуаций созданы несколько онлайн-сервисов, облегчающих в 2021 году данную задачу: Когда нельзя самостоятельно составлять схему? Самостоятельное составление схемы ДТП в 2021 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:

  1. В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).
  2. В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.

При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).

  1. Оценочная сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей.
  2. Участники ДТП смогли договориться, и у них нет разногласий относительно степени вины.

Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2021 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров). При игнорировании этих правил, страховая компания будет иметь право отказать в выплате. Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП Если при составлении схемы ДТП в 2021 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной.

Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб. Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа.

Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Планируемые нововведения в 2021 году

По официальным данным, с года будут произведены нововведения в 11 статью Федерального Закона «об ОСАГО». В частности, будет сокращен список условий, при которых можно обойтись без сотрудников ГИБДД, и упрощены некоторые процедуры. Иными словами, составить Европротокол станет проще.

Отметим наиболее значимые изменения, которые вступят в силу в следующем году:

  1. Сокращен список требований для составления Европротокола, останется 2 пункта: ущерб причинен только двум транспортным средствам и наличие у водителей полиса ОСАГО. Теперь разногласия водителей не будут иметь значения.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство. Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

  1. Добавлен пункт, в котором сказано, что все сведения о ДТП должны быть занесены в Европротокол.
  2. Вводятся правила фиксации ДТП. Фотографии должны быть сделаны с помощью специального приложения (утвержденного правительством, стороннее ПО использовать нельзя). Это сделано для того чтобы предотвратить возможное искажение фотографий с помощью редакторов. Пока сведений о будущем приложении нет, но союз автомобильных страховщиков сообщил, что до конца 2021 года разместит в общем доступе бета-версию, чтобы у водителей было время ознакомиться с ним.
  3. Координаты и факт произошедшего ДТП должны быть зафиксированы с помощью устройства ГЛОНАСС.
  4. Максимальная выплата по Европротоколу увеличена до 400 тысяч рублей (для всех регионов РФ) – пункт 5, статьи 11 ФЗ «об ОСАГО»

Если у водителей отсутствует приложение от союза автостраховщиков или устройство ГЛОНАСС, то оформление по Европротоколу будет невозможным. Это существенный минус, так как далеко не все водители станут заранее скачивать себе приложение и знакомиться с его функционалом.

Сделать установку программного обеспечения обязательной на законодательном уровне не представляется возможным. Нюансы Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2021 году:

  1. Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  2. При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  3. Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  4. Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.
  5. Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  6. В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.

Поделитесь в соц.сетях: Оцените статью:

(Пока оценок нет)

Загрузка.

Читайте также: Образец жалобы в суд на постановление ГИ.

Схема ДТП — правила составления.

Что будет, если второй раз попался пьяны.

Как ездить на машине, если лишили прав?.

Правила составления схемы ДТП

› › Согласно законодательству, даже самую незначительную дорожную аварию необходимо оформлять должным образом.

Проведенное разбирательство позволит выявить виновных и пострадавших, обеспечит доказательствами и доводами, достаточными для получения компенсации.

Схема ДТП – это важный официальный документ, который становится основой при разборе ситуации.

Он принимается во внимание на судебных процессах, необходим для расчета страховых выплат.

От правильности его составления многое зависит, поэтому каждый водитель должен знать базовые требования к чертежу, обладать навыками его нанесения. К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.

Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:

  1. данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
  2. расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
  3. расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.
  4. положение знаков, светофоров, тип разметки;
  5. место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
  6. позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
  7. расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;

Чтобы составить правильную схему ДТП надо использовать специальные обозначения. Они позволят упростить чтение плана и избежать двусмысленностей. Основное назначение схемы ДТП – сохранение всех особенностей дорожной ситуации на бумажном носителе.

Заверенная подписями инспектора ГИБДД и/или участников происшествия, бумага приобретает статус документа. С ее помощью проводится разбор момента аварии, ее обстоятельства и причины.

Графический план столкновения объектов на дороге в обязательном порядке содержит информацию по всем предметам, принимавшим участие в ДТП (даже косвенно). Данные схемы учитываются при разборе дела в суде, выявлении виновника аварии.

Она необходима для получения компенсации по ОСАГО, а иногда даже по КАСКО.

Важно понимать, что информация, указанная в схеме, не должна противоречить данным, полученным с помощью средств фото- и видеофиксации.

Особенности составления схемы ДТП зависят от обстоятельств аварии, ее серьезности, количества участников происшествия.

В одних случаях водителям приходится рисовать схему ДТП самостоятельно, в других они не имеют на это право, поэтому требуется присутствие инспектора ГИБДД. Нарушение общепринятых правил может привести к тому, что документ утратит статус доказательства и не будет принят к рассмотрению. Если на место аварии вызван патруль ГИБДД, то ответственность по заполнению схемы возлагается на инспектора.

Он же затем заверяет документ своей подписью.

Для составления бумаги сотрудник использует данные, полученные при визуальном осмотре места, опросе участников ДТП и свидетелей.

Случается, что инспектор консультирует водителей по телефону, дает им разрешение на самостоятельное составление схемы и ее подкрепление фотографиями, видеосъемкой. Затем участники аварии посещают отделение ГАИ, где ситуация разбирается детально. Чтобы нарисовать легитимную схему ДТП для страховой, надо взять специальный бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Важно помнить, что СК не примет в качестве доказательства просто отдельный листок.

Также стоит учесть, что в типовом бланке не так много места для рисунка, поэтому на самой схеме надо отразить только основные и наиболее важные моменты.

В извещении предусмотрены дополнительные пункты, в которых можно уточнить место удара и особенности выполнения маневров. В некоторых ситуациях даже если правильно самостоятельно нарисовать схему ДТП для суда или страховой, можно столкнуться с отказом на ее рассмотрение. В особо сложных случаях и при серьезных авариях лишь у сотрудника ГАИ есть право перенести ситуацию на бумагу.

Схема ДТП составляется только инспектором ГИБДД, если:

  1. в аварии пострадали или погибли люди;
  2. хотя бы у одного из водителей, попавших в ДТП, нет действующего полиса ОСАГО;
  3. один из участников происшествия скрылся с места ДТП.
  4. участники аварии не имеют единого мнения по поводу виновника и обстоятельств происшествия;
  5. транспортному средству потерпевшего нанесен урон на 100 тыс. рублей и больше;
  6. хотя бы один из водителей, попавших в ДТП, не имеет права находиться за рулем или пребывает в состоянии опьянения;

Если есть сомнения по поводу целесообразности составления схемы без сотрудников ДПС, лучше позвонить в отделение ГИБДД и уточнить этот момент.

Если авария фиксируется инспектором ГИБДД, для нанесения рисунка может быть применен лист в клетку или обычная писчая бумага. Водители должны использовать для прорисовки схемы бланк Европротокола, в котором для этих целей отведен 17-ый пункт. Экземпляр извещения о ДТП можно получить в страховой компании при оформлении страховки – менеджер обязан дополнить его инструкций по заполнению документа.

Особенности нанесения рисунка не регламентированы, но отработаны на практике. Документ может содержать графические обозначения, буквы и цифры, схема наносится по форме «вид сверху».

Для ее составления можно использовать синюю или черную шариковую ручку. Элементы чертежа должны быть общепринятыми, понятными, разборчивыми и при необходимости оснащенными расшифровками.

Исправления, использование корректоров и других методов чистки недопустимо.

Согласно правилам составления в схеме ДТП должны быть только схематические данные, а в извещении указывают следующие моменты:

  1. данные свидетелей и их показания, если есть;
  2. данные по машинам – участникам ДТП – их владельцам, лицам, которые находились за рулем, страховым компаниям, повреждениям, ответственному сотруднику ГИБДД.
  3. количество вовлеченных транспортных средств, пострадавших;
  4. место происшествия (километр трассы, адрес, ближайший дом или другой узнаваемый объект);

Схема составляется с использование принципов масштабирования.

По возможности она сопровождается фото- или видеоматериалами. Несмотря на то, что в некоторых случаях составление плана допускается и через несколько дней после аварии, лучше всего рисовать его прямо на месте. На сайте Российского союза автостраховщиков можно найти множество образцов схем ДТП, составленных на основе примерных обстоятельств, приводящих к авариям.

Это подробные рисунки, которые сопровождаются рекомендациями в плане распределения ответственности между водителями. К их применению прибегают при оформлении Европротокола при условии, что участники ДТП достигли соглашения, а в происшествии нет пострадавших. Обычно в таких ситуациях требуется составление схемы ДТП сотрудниками ГИБДД.

При создании планов важно учитывать порядок очередности.

В частности, если один водитель в результате своих маневров задел сразу два транспортных средства, составляется два рисунка – по одному с каждым из участников аварии. Данные третьего авто и его водителя в этом случае дописываются в графе №4 на обратной стороне извещения.

Согласно ст.1 Федерального закона №40, ДТП на парковке, во дворе и любой территории, прилегающей к дорогам, оформляются по тем же правилам, что и аварии на дорожном полотне. Они точно так же являются страховыми случаями по ОСАГО. По статистике, чаще всего оформляются такие ДТП без ГИБДД, но при невозможности достигнуть согласия между участниками происшествия, вызывается патруль ДПС.

При оформлении схемы дорожно-транспортного происшествия применяются специальные универсальные символы, благодаря чему любое заинтересованное лицо способно прочитать чертеж. В частности, свои обозначения есть у легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, посторонних предметов.

Особым образом указывается направление движения ТС, место аварии, тормозной путь, дорожная разметка, светофор. Дорожные знаки можно рисовать или указывать цифрами в соответствии с ПДД Авария может быть зафиксирована по упрощенной или стандартной процедуре.

От этого зависит, каким образом будет оформлена схема конкретного дорожно-транспортного происшествия. Вариант упрощенной схемы ДТП, составление которой не требует вызова инспектора ДПС и сбора дополнительных бумаг.

Использование Европротокола позволяет ускорить начисление и выплату страховой компенсации. Такой подход возможен только в случае, если в аварии задействовано не более двух транспортных средств. При этом сумма ущерба не превышает 100 тыс.

рублей, здоровью пострадавших не был нанесен урон, у обоих водителей оформлено ОСАГО, а участники не спорят по поводу виновного.

Если упрощенная процедура не может быть применена, составляется схема ДТП по стандартному типу. В этом случае на место происшествия вызывается патруль ГИБДД, после чего его сотрудник принимает решение о целесообразности прорисовки чертежа.

В такой ситуации водители только наблюдают за процессом, вносят поправки, контролируют правильность заполнения документов.

При таком подходе составляется максимально точный чертеж, так как место происшествия замеряется, все детали фиксируются. При нарушении порядка составления плана ДТП, несоблюдения правил нанесения чертежа или даже помарки при обозначении транспортного средства, документ признается недействительным. Его не примут к рассмотрению в суде, по нему не удовлетворят запросы страховые компании.

Легкомысленное отношение к прорисовке плана аварии зачастую становится причиной невозможности получить денежную компенсацию водителем даже при его невиновности. Ввиду того, что в правильности оформления документа больше заинтересована пострадавшая сторона происшествия, именно она должна все проверить перед тем, как поставить свою подпись. Мнение экспертаМиронова Анна СергеевнаЮрист и адвокат по автомобильному праву.

Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.Случаи, когда виновник ДТП отказывается подписывать схему, не являются редкостью.

В такой ситуации остается только вызвать на место события патруль ГИБДД, чтобы все было засвидетельствовано инспектором.

Если вторая сторона продолжает упорствовать, то в документах по итогу разбирательства ставится соответствующая отметка с указанием причины, по которой гражданин отказался поставить подпись.

В таких ситуациях рекомендуется заручиться поддержкой свидетелей, фото- и видеоматериалами, чтобы нарушитель не смог повлиять на факты. Ответственное отношение к составлению схемы ДТП позволит доказать свою невиновность, своевременно и в полном объеме получить компенсацию.

Каждый водитель должен знать нюансы нанесения чертежа и возможные подвохи.

Отличная статья 0 Помогла статья? Оцените её

(Пока оценок нет)

Загрузка.

А какой бонусной картой АЗС пользуетесь вы?

  1. Татнефть
  2. Газпромнефть
  3. Shell
  4. Лукойл
  5. Роснефть
  6. EKA
  7. Другое

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

© 2018–2021 – Автомобильный журнал «Авто.жур» Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника Задать вопрос эксперту Спасибо! В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Adblockdetector

Как самостоятельно составить схему ДТП – документ обязателен для получения страховой выплаты?

Вопрос Ответ Если нет потерпевших и разногласий между участниками аварии. Да, можно. Обратиться за новым извещением в свою страховую компанию. Бланк представляет собой самокопирующуюся часть и оборотная сторона.

Водители двух автомобилей заполняют один бланк. Поля и графы, в которых записываются местоположение, дата, время аварии, данные об участниках аварии, очевидцев, страховой компании, список повреждений, обстоятельства аварии.

Каждый участник ДТП обязан поставить подпись на лицевой стороне бланка.

Поля и графы, в которых содержится дополнительные данные об аварии и автомобилей.

Нужно прибегнуть к помощи инспекторов ДПС. Максимальный срок предоставления составляет 5 рабочих дней.

Информацию, которую необходимо указать на схеме:

  1. название улиц;
  2. направление движения автомобилей;
  3. расположение автомобилей до и после ДТП.
  4. по возможности – местоположение и конфигурация осыпей, грязи, следов торможения;
  5. дорожные указатели и их местоположение;
  6. разметку дороги;
  7. местоположение светофоров;
  1. Указать общее количество заполненных граф. Это обязательное условие.
  2. Не оставлять пустых клеток.
  3. Укажите место первого удара.
  4. Любые исправления должны заверяться подписями водителей.
  5. Внимательно составить схему аварии.
  6. Изложите информацию об аварии от первого лица.
  7. Во всех пустых клетках поставить прочерк.
  8. При помощи граф составить подробную информацию о случившемся.
  9. Указать данные об очевидцев аварии при их наличии.
  10. Обозначьте ваш автомобиль буквенным значением на лицевой стороне.

Каждый автолюбитель обязан застраховать авто, на случай ДТП. Но при этом никто точно не знает, будет ли он участником, либо, благодаря мастерству и счастливому случаю избежит этого на дороге.

Но лучше к такой неприятности быть готовым заранее и знать, какие потребуются действия и как правильно заполнять специальный бланк со схемой места ДТП. Правила составления схемы просты, но чтобы правильно отразить всю информацию, действительно необходимую сотрудникам Госавтоинспекции, потребуется учесть некоторые нюансы. К слову, это – не что иное, как типовая упрощенная зарисовка аварии (происшествия).

Цель, которую преследует составление схемы – отразить и объективно передать подробности произошедшего. Как правило, по обоюдному решению, составляется она одним из участников.

Однако самостоятельно нарисовать схему ДТП можно лишь в случае, если:

  1. Материальный ущерб незначительный и не превышает 50000 рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга (400000 рублей).
  2. Пострадавшие обеспечили себя полисом ОСАГО.
  3. Количество участников не более 2.
  4. Нет пострадавших.
  5. Обе стороны единогласно определились с тем, кто виновник аварии.

При соблюдении всех условий можно оформлять европротокол самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Получается, схема приходит на помощь самим автолюбителям и экономит их время. А также сокращает число выездов сотрудников ГИБДД на места незначительных происшествий.

Несмотря на большое количество инструкций и правил, найти точную и понятную их формулировку сложно. Одной из причин этого является отсутствие единой системы оформления. Дадим краткую и понятную «зарисовку» того, как составлять схему ДТП для страховой компании и для сотрудников правоохранительных органов, чтобы не возникало спорных ситуаций, вопросов и расхождений.

Прежде чем приступить к самой зарисовке, обратите внимание на такие особенности, которые должны обязательно учитываться:

  1. Запись должна производиться ручкой, а не карандашом (который легко можно стереть).
  2. Наличие заголовка перед изображением самой схемы.
  3. Использование чистого листа (альбомного или тетрадного) при отсутствии европротокола.
  4. Подробное оформление самой местности (с указанием названия улиц, наличия дорожных знаков, разметки, а также привлекающих внимание объектов).

В зависимости от сложности случая, количества пострадавших и наличия или отсутствия разногласий, составлять подробную схему могут:

  1. Дежурные следователи.
  2. Сами сотрудники ГАИ.
  3. Участники ДТП.

А потому, если протокол набирали и зарисовывали стороны, которые не имели на этого права, заполненный европротокол и схема будет признана недействительными. Чтобы этого избежать, заранее уточнить по телефону горячей линии у дежурных ГИБДД, имеете ли вы право на самостоятельное оформление, либо лучше дождаться инспектора. Само оформление в 2021 году может быть, как указывалось выше, не только сотрудниками, но и участниками самой аварии.

Письменная характеристика включает в себя заголовок, рисунок, контакты свидетелей. Оформление должно быть, если не бланке европротокола, то на чистом ровном листе. Заполняется всё только ручкой, желательно без исправлений.

Бумага подписывается обеими сторонами с полной расшифровкой данных.

Чтобы рисунок правильно передавал обстоятельства дорожного происшествия – необходимо учесть масштаб.

  1. Следы дорожно-транспортного происшествия – тормозной путь, его длину, ширину дороги (согласно ПДД в понятие входит и проезжая часть, и тротуары, и обочины, и разделительные полосы при их наличии), прочие полезные детали.
  2. Место первого удара, а также расположение ТС после него.
  3. Все элементы дороги: дорожные знаки, светофоры, регулируемые и нерегулируемые перекрестки, зебра, трамвайные пути, разметка, присутствие пешеходов на дороге на момент ДТП. Это также поможет создать полную и объективную картину.
  4. Расшифровка всех использованных условных обозначений.
  5. Окружающие предметы и объекты. К ним можно отнести все подробные детали, помогающие определить точное расположение ТС, примерную картину произошедшего: столбы, заборы, магазины, заправки, парковки, прилегающие дворы.
  6. Направление движения ТС до момента аварийного столкновения. При этом можно сами автомобили зарисовать упрощенно, в виде прямоугольника или квадрата.

Стоит также отметить, что есть специальная программа, с помощью которой онлайн можно создать точную схему случившегося ДТП и сохранить её на своем устройстве.

Что касается самих правил оформления:

  1. При наличии фото или видеодоказательств — используйте их в качестве приложения.
  2. По возможности привлеките свидетелей случившегося и обозначьте их контактные данные в документе.
  3. Обязательно произведите замеры с помощью рулетки или метра и укажите данные в схеме происшествия.
  4. Определитесь с виноватым лицом и пострадавшим.
  5. При составлении документа в двух экземплярах – соблюдайте точность и полностью сохраняйте масштаб, расположение объектов и самих ТС.
  6. При использовании протокола – схематично фиксировать ДТП необходимо в строго отведенном для этого месте на бумаге.

По возможности сфотографируйте нарисованную схему, чтобы другая сторона не смогла внести последующих коррективов. Чтобы как можно скорее получить страховую выплату, необходимо подать в ГАИ правильно заполненный бланк при заключении договора с компанией, а потому и хранить его желательно всегда в бардачке своего автомобиля. Информацию о ДТП вы вносите так же подробно и аккуратно, как и для подачи в ГИБДД.

Потому, не стоит пользоваться простым карандашом и желательно максимально разборчиво прописывать все возможные сведения дорожно-транспортного происшествия. Поскольку страховая предусматривает выплату, то её интересуют такие детали (по пункту 1.4 европротокола), как видимые повреждения ТС.

Их описание должно быть максимально точным, лаконичным, существенным. Характер степени определяется участником – царапина, трещина, вмятина.

Все прочие «дефекты» (которые не определяются критериями внешнего вида автомобиля) также обнаруживаются, но уже при проведении экспертизы страховой компанией.

Таким образом, оформление бланка практически ничем не отличается от протокола, подаваемого в ГИБДД.

Соблюдайте точность, аккуратность и внимательно заполняйте все графы.

Прежде чем приступить к зарисовке, посмотрите примеры имеющихся типовых вариантов.

И даже если ваш случай не подойдет и имеет множество индивидуальных нюансов, вы сможете наглядно ознакомиться с примерами правильного составления и использовать их как фундамент и образец для своих зарисовок.

К типовым схемам относят такие категории:

  1. Один из участников ДТП стоял.
  2. Маневрирование автомобилей под углом по отношению друг к другу (разворот, поворот и пр.).
  3. Движение в попутном направлении (например, перестроение).
  4. Езда ТС во встречном направлении.

Все типовые схемы занесены в таблицу, в которой подробно отражена картинка произошедшего, обстоятельства ДТП, степень вины каждого из автолюбителей. Если случай произошел во дворе или на парковке – это относят к понятию «маневрирование».

И если ранее на подобных участках дороги случаи не относились к страховым, то сегодня, на всех прилегающих территориях, правила одинаковы и схема ДТП отображается так же, как и на проезжей части. Пример и образец самостоятельного составления схемы ДТП: Если схема ДТП не была подписана, либо вовсе участник аварии и владелец транспортного средства не присутствовал при её составлении, то схему можно оспорить. Основные причины, по которым это может произойти несколько:

  1. Смерть, но при этом за оспариванием могут обратиться родственники погибшего.
  2. Участник был эвакуирован с места происшествия для оказания медицинской помощи.
  3. Оставление места совершения ДТП.
  4. Неадекватное или болезненное состояние участника.
  5. Был задержан сотрудником полиции до приезда ГИБДД.

По этим причинам заинтересованное лицо может оказаться неосведомленным о результатах проведения осмотра места происшествия и не быть ознакомлено со схемой ДТП.

Чтобы восстановить справедливость и оспорить имеющиеся факты, подписанные вами, либо нет, необходимо следовать такому плану:

  1. Привести доказательства имеющихся нарушений в предложенной ранее схеме.
  2. Создать иную схему.
  3. Направить ходатайство на повторный осмотр места ДТП.
  4. Составить дополнительный протокол.

Оспаривают часто из-за того, что:

  1. Вся схема ошибочна, либо имеет ложные сведения.
  2. Оформление было произведено с явными нарушениями (по Административному регламенту), либо по нормативным актам.
  3. Поданная информация не являлась достаточно подробной и искажала объективную картину случившегося.
  4. Имеет место фальсификация.

Таким образом, составление схемы ДТП – важный этап при самостоятельном оформлении протокола.

Учитывайте обстоятельства, старайтесь максимально точно произвести все возможные замеры.