Алгоритм проезда пешеходного перехода

Алгоритм проезда пешеходного перехода

Алгоритм проезда пешеходного перехода

ПДД – пешеходный переход и водитель авто


Каждый год, несмотря на догмы и правила, изученные с малых лет, количество водителей и пешеходов, ставших участниками различных происшествий на дорогах, растет не по дням, а по часам, и основная причина – полное игнорирование ПДД, связанных с пешеходными переходами. С развитием автотранспорта происходила эволюция дорог, и получилось так, что их большая часть была отдана средствам передвижения. Почти сразу возникли проблемы: нужны были места, где любители пеших прогулок могли бы пересекать улицы без риска для жизни и здоровья. Первыми «ласточками» были наземные переходы.

Одно время для их обозначения не нашли ничего лучше установки металлических кружков прямо под ногами, после появилась дорожная разметка типа «зебра».

Дорожная разметка типа «зебра» Такой способ пересечения улицы используется чаще, чем другие разновидности (надземные и подземные переходы), потому что дешевле и выгоднее: не надо задействовать специальную землеройную или мостостроительную технику, разоряться на зарплаты подсобным рабочим и проектировщикам. Виадуки или тоннели строят, когда проезд согласно ПДД после установки светофоров и нанесения разметки через пешеходный переход может создать проблемы при движении по скоростным автотрассам. Наземные пешеходные переходы могут регулироваться светофором (регулируемый) или всего лишь обозначаться разметкой и (нерегулируемый), которые знакомы всем, кто хоть раз заглянул в ПДД.

Для каждого из них существует определенный порядок проезда транспортных средств.

Начнем с особенностей, а затем обсудим нововведения в ПДД 2015 года, связанные с пешеходными переходами.

Регулируемый С этим видом все понятно: имеется светофор для автомобилей и световая секция для пешеходов. Красный свет – стоим, зеленый – идем.

Несмотря на хрестоматийную простоту, водителям автомашин правилами дорожного движения вменяются и дополнительные обязанности при проезде пешеходного перехода. Так, при включении разрешающего сигнала они должны дать возможность закончить пересечение проезжей части. Так что смотрите внимательней и запомните: если кто-либо переходит дорогу, то трогаться вы сможете исключительно в том случае, когда пешеход ступит на покрытие тротуара.

Проезд регулируемого пешеходного перехода Бывают светофоры с кнопками, позволяющими тем, кто пересекает улицу, включать зеленый свет по требованию. Обычно для установки такого оборудования отводят переходы через проезжую часть, где интенсивность проезда автомашин периодически изменяется, или пешеходы появляются очень редко. Нерегулируемый Тут поток регулируется за счет установки дорожных знаков и нанесения разметки «зебра».

Водителем согласно ПДД фиксируется остановка за пару метров перед пешеходным переходом, если пересекающий улицу человек еще продолжает идти по зебре или только сделал шаг на проезжую часть, намереваясь отправиться к противоположной стороне улицы. Нельзя пугать или подгонять пешеходов «прогазовкой» или звуковым сигналом.

Остановка за пару метров перед нерегулируемым ПП Или предположим, что в одном направлении движения с вашим автомобилем идет грузовик.

При подъезде к пешеходному переходу им совершается не всегда сразу понятная остановка. Вам в этом случае нужно снизить скорость и внимательно смотреть за маневрами водителя большегруза, а также за ситуацией на дороге. Если по «зебре» идут пешеходы, вы имеете право ехать только в том случае, когда они закончили переход.

Пренебрежение этим правилом может привести к непоправимым последствиям, так как реакция у всех шоферов разная. Вполне может случиться, что кто-то из них заметит пешехода на разметке раньше, чем вы. Новое Помимо перечисленных особенностей, есть общие правила проезда наземных переходов.

Например, ПДД запрещают въезжать на эту часть дороги, если впереди затор, и у вас будет вынужденная остановка на разметке.

Также обязательно надо пропускать незрячих пешеходов с белой тростью, даже если они идут не по разметке. А в 2015 году добавилось еще несколько запретов. Нельзя обгонять на нерегулируемом переходе, даже если на нем и даже на подходе к нему нет ни одной живой души.

Также в ПДД 2015 года для пересечения дороги пешеходами отводится и область перекрестка трамвайных линий, а велосипедисты и скутеристы не имеют права использовать для себя привилегии пешей категории граждан и проезжать по переходу «верхом» на своих ТС. В 2010 году в Правила дорожного движения внесли изменения, разрешающие использовать достижения современных технологий, а также дополнительные знаки и разметку. Знаки стали оборудовать световой анимацией, желто-зеленым кантом с отражающими свойствами, а над проезжей частью стал вывешиваться дублирующий знак.

Также рисунок «зебры» помимо белых дополнен желтыми полосами. С тех пор возле пешеходных переходов возможна установка стробоскопов желтого цвета, а на проезжей части правила допускают «лежачих полицейских» или шумовые полосы.

Рисунок «зебры» с желтыми полосами В сентябре 2013 года были введены дополнения, «карающие» шоферов за неуважение к пешеходам. Так, водитель, которым не была совершена остановка, когда любитель пеших прогулок или велосипедист пересекали дорогу по нерегулируемому переходу, рискует быть оштрафованным на 1500 рублей.

За тот же проступок, но уже на регулируемой «зебре» начальный штраф составит 1000 руб., а если правила нарушены повторно – 5000 руб., да еще с «сюрпризом» в виде конфискации прав на срок от 4 месяцев до полугода. Пересечение водителем стоп-линии перед переходом также перешло в разряд «грехов» (800 руб.).

И это еще не все! Как и во многих старых сводах Правил дорожного движения, парковка автомобиля ближе 5 м до разметки пешеходного перехода и на ней самой чревата квитанцией аж на 1000 рублей, если это было в первый раз, а при повторе – 3000 руб. Однако остановка не запрещается сразу после «зебры», и нарушением это считаться уже не будет.

Штраф за парковку автомобиля ближе 5 м до разметки ПП Как видим, наказание водителя за нарушение правил проезда и парковки возле перехода может быть суровым, а что сам пешеход?

Он точно так же несет ответственность, если ему вдруг взбрело в голову, что он может , когда горит красный свет. Доказать вину нерадивого бегуна, конечно, будет затруднительно, но, учитывая стремительное развитие средств видеофиксации в последние годы, вполне реально. Если такое случится, кошелек нарушителя может облегчиться на 500 рублей.

И самое неприятное: в ближайшее время законодательство может пополниться положениями, когда штрафоваться будут велосипедисты, поленившиеся слезть с велосипеда во время перехода улицы, а также любители набивать SMS-сообщения, забывающие про бдительность на проезжей части. Также дисциплина дорожного движения и корректная остановка в районе «зебры» будет совершенствоваться за счет западного опыта. Там уже много лет переходы защищаются от любителей очень близкой парковки вопреки ПДД за счет установки «камней» или бордюра на требуемое расстояние в обе стороны.

А те, кому все равно нужна была остановка именно вблизи «зебры», и это получилось за счет высокого дорожного просвета авто, фиксируются камерами и очень скоро получают квитанцию за нарушение по почте.

  1. Автор:

Оцените статью:

  • 3
  • 1
  • 4
  • 2
  • 5

(2 голоса, среднее: 4 из 5) Поделитесь с друзьями! → → → Load More

Автошколадома ПДД онлайн

Мы запустили бесплатное дистанционное обучение на Youtube.

Подпишитесь на наш канал и смотрите видео-лекции. Четырнадцатый раздел ПДД – не самый большой.

Здесь всего семь, казалось бы, простых требований. Но каждое из них нуждается в комментарии. В чём вы сейчас и убедитесь. 1.

Правила. Раздел 14. Пункт 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Если уж строго в соответствие с «буквой» Правил, то сейчас водитель ничем не обязан пешеходам.

Ведь уступать дорогу требуется только пешеходам, «переходящим или вступившим» на проезжую часть, а в настоящий момент пешеходы стоят на тротуаре. А вот сейчас пешеход, если не «переходящий», то уж точно «вступивший» на проезжую часть. И, следовательно, обязанность водителя – уступить дорогу пешеходу.
И, следовательно, обязанность водителя – уступить дорогу пешеходу.

2. Правила. Раздел 14. Пункт 14.2.

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.

Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил. Вот как раз такая ситуация – у белого автомобиля вспыхнули стоп-сигналы, и он явно тормозит и даже останавливается прямо перед пешеходным переходом.

С чего бы это? Конечно, всё может быть, и причина остановки может быть любая. Но ваша задача – предполагать, что он пропускает пешеходов.

И, следовательно, надо тоже снижать скорость или даже остановиться. А там уже посмотрите, можно ли продолжать движение. И в подавляющем большинстве случаев именно так оно и будет – из-за остановившейся машины появится пешеход.

И очень хорошо, что вы снизили скорость и предполагали такое развитие событий.

И очень хорошо, что в Правилах есть такое требование. Осталось только нам, водителям, научиться его неукоснительно исполнять.

3. Правила. Раздел 14. Пункт 14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

Конечно же, сейчас, когда на светофоре горит «красный», водители должны стоять у стоп-линии. Но вот сигналы переключились – загорелся «зелёный». И что же, будем давить пешеходов?

В принципе, каждому нормальному водителю и так понятно, что надо дать пешеходам возможность завершить переход. Тем не менее, Правила сочли необходимым узаконить эту норму и прописали её в пункте 14.3.

4. Правила. Раздел 14. Пункт 14.4.

Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе. Сейчас даже и не важно, регулируемый это переход или нерегулируемый, какой сигнал на светофоре, присутствуют или нет пешеходы на проезжей части – если только за переходом затор, въезжать на разметку пешеходного перехода запрещено!
Сейчас даже и не важно, регулируемый это переход или нерегулируемый, какой сигнал на светофоре, присутствуют или нет пешеходы на проезжей части – если только за переходом затор, въезжать на разметку пешеходного перехода запрещено! Только не надо останавливаться в 5-ти метрах от перехода, это же не преднамеренная остановка.

Достаточно просто не наехать на «зебру». 5. Правила. Раздел 14. Пункт 14.5.

Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Иначе говоря, слепые пешеходы всегда и везде пользуются безусловным приоритетом в движении перед любыми транспортными средствами.

Важно только, чтобы у них была белая трость, и чтобы они несли её в вытянутой вперёд руке (иначе, как водители догадаются, что это слепой пешеход).

Уверяю вас, белая трость у них будет, они без неё не ходят. 6. Правила. Раздел 14. Пункт 14.6.

Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Что касается автобусов или троллейбусов, то посадка-высадка пассажиров крайне редко осуществляется с проезжей части. А вот с трамваем это сплошь и рядом.

И, конечно же, сейчас водитель должен остановиться и дождаться, пока закончится посадка-высадка пассажиров.

Но вот посадка-высадка закончилась, а трамвай никуда не едет.

Более того, водитель трамвая даже не закрыл переднюю дверь! Можно ли нам начинать движение? Или нужно стоять, пока трамвай не поедет?

Прочитаем ещё раз внимательно пункт 14.6 – Водитель должен уступить дорогу пешеходам! А «уступить дорогу», как вы уже знаете, это не обязательно остановиться.

Уступить дорогу – это не вынудить (в данном случае пешеходов) изменить скорость или направление движения. А раз пешеходов нет, то и стоять нечего – можно начинать движение. Другое дело, что у трамвая могут внезапно открыться двери, и оттуда выпадет пассажир.

Или неожиданно появятся опаздывающие, но не потерявшие надежду ещё успеть. Так что двигаться-то можно, но очень аккуратно и осторожно, внимательно контролируя происходящие вокруг события.

7. Правила. Раздел 14. Пункт 14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, с включённой аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Для организованной перевозки детей специально нанимаются автобусы, и на этих автобусах должны быть впереди и сзади установлены опознавательные знаки «Перевозка детей». Дети есть дети. Увлёкшись, могут и забыть, что они на дороге. Поэтому каждый раз, когда осуществляется посадка или высадка детей, водитель такого автобуса обязан включать аварийную световую сигнализацию.

Поэтому каждый раз, когда осуществляется посадка или высадка детей, водитель такого автобуса обязан включать аварийную световую сигнализацию. А наша задача – приближаясь к такому автобусу, снизить скорость и быть готовым при необходимости остановиться.

Правила перехода дороги по нерегулируемому пешеходному переходу: — остановись у пешеходного перехода на краю тротуара, не наступая на бордюр; — посмотри налево и направо и определи: какая это дорога – с двусторонним движением или с односторонним; — пропусти все близко движущиеся транспортные средства; — убедись, что нет транспортных средств, движущихся в сторону пешеходного перехода задним ходом; — начинай переход только на безопасном расстоянии от движущихся транспортных средств, определяя это расстояние, помни об остановочном пути; — пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не бегом!

— не прекращай во время перехода наблюдать за транспортными средствами слева, а на другой половине дороги – справа; — при вынужденной остановке на середине проезжей части не делай шагов ни вперед, ни назад!

Следи за транспортными средствами, движущимися слева и справа; — при одностороннем движении наблюдай за транспортными средствами со стороны их движения; — иди по переходу под прямым углом к тротуару, а не наискосок.

Правила для пешеходов: — ходи только по тротуарам, если тротуара нет – иди по обочине навстречу движению; — переходи улицу только там, где разрешено, посмотри сначала налево, потом направо; — не переходи улицу на красный свет, даже если нет машин; — не играй на дороге или рядом с ней; — не выбегай на проезжую часть; — не выходи на мостовую из-за препятствия; — автобус и троллейбус обходи сзади, а трамвай – спереди. Правила для велосипедистов: — когда садишься на велосипед, проверь руль и тормоза; — ездить на велосипедах по дорогам можно только с 14 лет, а на мопедах с 16 лет; — запрещается ездить по проезжей части, если есть велосипедная дорожка; — если надо пересечь дорогу, это делается пешком, держа велосипед за руль по обычным правилам для пешеходов; — во время езды на велосипеде не выпускай руль из рук. 1РОНПР Управления по ЮАО Главного управления МЧС России по г.

Москве Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter Адрес страницы, содержащей ошибку:* Неверно заполненное поле Текст, содержащий ошибку* Неверно заполненное поле Ваш браузер* Internet Explorer 6.x Internet Explorer 7.x Internet Explorer 8.x Mozilla FireFox 1.x Mozilla FireFox 2.x Mozilla FireFox 3.x Opera Google Chrome Apple Safari 2.x Apple Safari 3.x Другой браузер Неверно заполненное поле Правильный текст или предложения по улучшению* Неверно заполненное поле Имя пользователя* Неверно заполненное поле E-mail пользователя* Неверно заполненное поле Текст сообщения* Неверно заполненное поле IP адрес* Неверно заполненное поле Код безопасности *

Пешеходный переход

Участниками дорожного движения являются не только водители транспорта, но и пешеходы. Для любителей передвигаться пешком есть пешеходные переходы, которые позволяют безопасно пересекать проезжую часть. Несмотря на то, что по популярности «зебра» занимает лидирующие позиции, переходы бывают нескольких видов.

В правилах дорожного движения дано определение термина «». Таким образом, пешеходный переход — это участок проезжей части, в том числе трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пеших лиц через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 (пешеход двигается справа налево) и 5.19.2 (слева направо).

Пешеходные переходы необходимы в следующих обстоятельствах:

  1. если на участке проезжей части интенсивность движения не менее 50 ед/ч для транспортных средств и не менее 150 ед/ч для пешеходов.
  2. если на участке дороги за последний год совершено не менее трех ДТП с участием лиц, пешим ходом пересекающих проезжую часть. При этом переход делают лишь в том случае, если бы при его наличии наезд на пешехода можно было бы предотвратить;
  3. если на данном участке дороги высокая интенсивность движения. Подсчет ведется с учетом полос, людей и единиц техники, которые пересекают данную часть;

ВАЖНО!

Количество полос движения тоже влияет на то, будет ли создан пешеходный переход и каким именно он будет. Подробные требования указаны в пункте 4.6 ПДД РФ.

Переходы бывают нескольких разновидностей:

  • Нерегулируемые. Обозначены только знаком «» и горизонтальной дорожной разметкой («зеброй»). На данных участках пешие имеют преимущество перед автомобилистами.
  • Регулируемые, то есть оборудованные светофором и соответствующими знаками.
  • В разных уровнях: наземные и подземные. Это искусственные сооружения, которые находятся над проезжей частью или под ней. Нельзя пересекать дорогу напрямую, если установлены такие переходные сооружения.

На некоторых наземных переходах бывает островок безопасности. Это участок, который находится на дороге, но на который не заезжает транспорт.

Чаще всего он расположен на многополосной дороге, посередине. Все наземные переходы обозначаются знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2.

Кроме того, переходы могут обозначаться:

  1. светодиодными дорожным знаком с мерцающим изображением человека;
  2. на регулируемых перекрестках может быть установлен светофор, работающий в постоянном режиме желтого мигания (то есть дающий пешеходу преимущество).
  3. искусственными неровностями;
  4. подсветкой;
  5. знаком на флуоресцентном фоне желтого цвета;
  6. дополнительными шумовыми полосами;
  7. сопровождаться звуковыми сигналами;

ВАЖНО! Границы пешеходного перехода определяются разметкой, а при ее отсутствии знаками. Правила пересечения дороги устанавливаются как для водителей, так и для пешеходов.

Пешеход должен:

  • На проезжей части или трамвайных путях нельзя останавливаться, задерживаться.
  • На регулируемом перекрестке руководствоваться сигналами светофора для пешеходов или регулировщика.
  • При переходе дороги в темное время суток и в местах со слабым освещением рекомендуется иметь на одежде светоотражающие элементы.
  • Переходить дорогу по пешеходному переходу (в том числе подземному или наземному). Если таковой отсутствует, то можно пересечь дорогу под прямым углом к краю проезжей части. Но совершать подобный переход можно только в том случае, если в обе стороны проезжей части хорошая видимость, нет резких поворотов, спусков и подъемов.

ВАЖНО!

не дает человеку права препятствовать движению транспортных средств, задерживать движение.

Также, наличие «зебры» не отменяет правило «посмотри налево, посмотри направо», то есть переходить дорогу можно только удостоверившись, что водитель пропускает.

Некоторые пешеходы злоупотребляют своим преимуществом или же откровенно нарушают правила пересечения дороги, даже не подозревая об этом. Именно поэтому нередки ДТП. Ради собственной же безопасности стоит помнить о том, что ответственность лежит не только на том, кто сидит за рулем автомобиля. Для водителей также есть правила:

  • На регулируемых переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан дать пешеходам закончить переход (14.3).
  • При повороте налево или направо на нерегулируемом перекрестке автомобилист должен пропускать пеших. На регулируемом перекрестке следует руководствоваться указаниями регулировщика или светофора.
  • При подъезде к нерегулируемому перекрестку водитель ТС обязан пропустить пешехода, если тот ступил на проезжую часть (пункт 14.1 ПДД).
  • Водитель должен пропустить пешехода, если он направляется к месту остановки общественного транспорта, при условии, что посадка и высадка производится на проезжей части (так часто бывает с трамваями), а человек движется со стороны дверей.

ВАЖНО!

Водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью (пункт 4.5 ПДД). На переходе водителю ТС запрещается:

  1. выезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, поскольку это вынудит к остановке на переходе. Также, запрещено останавливаться на расстоянии ближе пяти метров к переходу.
  2. останавливаться и двигаться назад;
  3. маневрировать: совершать обгон, разворачиваться, перестраиваться и т.д.;

ВАЖНО! Велосипедисты и водители мопедов и мотоциклов не имеют права проезжать по пешеходному переходу (пункт 24.8).

Для этого нужно слезть и пройти пешком. За нарушение установленных правил предусмотрены штрафы:

  • Обгон на данном участке водителя оштрафуют на 5000 рублей или лишат прав на 4-6 месяцев. При этом если будет установлено еще какое-то нарушение, например, невключенный поворотник, то наложат еще один штраф. Все штрафные санкции суммируются.
  • За непредоставление преимущества — штраф 1000-1500 рублей.
  • Остановка или стоянка авто на переходе для пешеходов или менее чем за 5 метров от него водителя оштрафуют на 1000 рублей.

ВАЖНО!

Не только водителей штрафуют. Если пешеход нарушает ПДД, то на него накладывается штраф по ч.1 ст.12.29 КоАП РФ в размере 500 рублей. Не нашли ответ на свой вопрос?

Позвоните юристу! Москва: Санкт-Петербург: Россия: помогает сделать взаимодействие участников движения более безопасным.

Однако, переходы, разметки и знаки будут действенны только в том случае, если и водители, и пешеходы внимательны на дороге и с уважением относятся друг к другу.
ВконтактеFacebookTwitterGoogle+ Автор: autouristexpert Комментировать 0 Свежие записи Архивы Новости Рубрики

ПДД — пешеходный переход: знак, разметка, правила проезда

  1. Карина Перевалова
  2. 15 Ноября, 2018

Согласно официальной статистике, причиной возникновения большинства дорожно-транспортных происшествий в РФ является грубое игнорирование ПДД на пешеходных переходах.

В 2018 году взаимоотношения обеих категорий лиц претерпели изменения. Отныне и пешеходы, и водители наделены дополнительным рядом обязанностей, соблюдение которых позволит значительно сократить количество ДТП в России. Под термином «пешеходный переход» в ПДД понимается участок проезжей части или трамвайных путей, который обозначен соответствующими знаками и разметкой.
Под термином «пешеходный переход» в ПДД понимается участок проезжей части или трамвайных путей, который обозначен соответствующими знаками и разметкой.

Данная зона предназначена для безопасного перемещения прохожих через дорогу. Если пешеходный переход не обозначен разметкой, его шириной считается расстояние между знаками.Для водителей движение по данному участку дороги является весьма опасным. Это обусловлено тем, что пешеходы априори уверены в своей правоте.

Вопреки распространенному мнению, это ошибочное умозаключение.Согласно ПДД, пешеход — это человек, который перемещается по дороге вне автомобиля или иного транспортного средства и не осуществляет на ней ремонтных работ. Любой прохожий перед пересечением проезжей части обязан удостовериться в безопасности планируемого действия.

В ПДД указано, что данный участок дороги должен быть оснащен знаками, разметкой и специальной звуковой сигнализацией. При отсутствии данных обозначений пересекать проезжую часть категорически запрещено.Существует 2 типа пешеходных переходов:

  • Регулируемые. Участок оснащен знаками, зеброй и светофором. Задачей последнего является регулирование движения на пешеходном переходе. Если светофор неисправен или постоянно мигает желтым цветом, данный участок дороги относится ко второму типу.
  • Нерегулируемые. О наличии перехода свидетельствует нанесенная на дорожное покрытие зебра.

На данных участках проезжей части водителям запрещено подавать звуковой сигнал, чтобы ускорить движение прохожих. Обозначения пешеходного перехода строго регламентированы.

Знак 5.19.1 выглядит как синий квадрат с заключенным в нем равносторонним треугольником белого цвета.

В последнем схематически изображен человек, который шагает по зебре.Знак «Пешеходный переход» отвечает требованиям видимости. На дальнем расстоянии его легко разглядеть как водителям, так и прохожим.Независимо от наличия светофора и знака «Пешеходный переход», на дорогу наносится разметка, называемая зеброй.

Она представлена несколькими равномерно широкими полосами белого или желтого цвета. Они расположены параллельно проезжей части.

Несколько лет назад в России стали наносить зебру бело-желтого цвета, то есть без пустых промежутков между полосами. Подобная разметка наиболее заметна и значительно сокращает риск возникновения ДТП.

Как было упомянуто выше, изменения были внесены в 2018 году.

Согласно новым Правилам (ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, по которому прохожий может перейти дорогу. При этом водитель обязан уступить. В старой редакции правил использовался исключительно термин «пропустить пешехода».

В новой же данная формулировка заменена на «уступить дорогу». Некоторым водителям может показаться, что замена термина никак не повлияла на смысл.

На самом же деле он претерпел кардинальные изменения.До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход.

Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой.

Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих.

Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения.

А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения. Согласно ПДД и Закону о пешеходах, если прохожий стоит непосредственно перед зеброй и разговаривает по мобильному телефону, водитель не обязан уступать ему дорогу.

Уполномоченные лица объяснили это нововведение необходимостью стимулирования быстрого пересечения проезжей части по зебре.

Они считают, что подобное изменение значительно сократит количество заторов на дорогах.Последнее не являются редкостью ни в мегаполисах, ни в малонаселенных пунктах. В связи с этим водители иногда останавливаются непосредственно на зебре.

С вступлением в силу нововведений это запрещено. Согласно новой редакции, правила дорожного движения на пешеходном переходе следующие: во время затора водитель должен предотвратить остановку на зебре. Как это сделать? Водитель должен проанализировать, имеется ли хотя бы минимальный риск того, что ему придется затормозить на переходе.

При наличии такой вероятности он должен остановить транспортное средство перед зеброй. Водитель может продолжить движение при отсутствии прохожих и при наличии достаточного места за переходом.Если же управляющий автомобилем человек не смог предотвратить данную ситуацию, ему придется понести наказание. Это обусловлено следующими факторами:

  1. Транспортное средство, которое остановилось непосредственно на зебре, создает помеху для пешеходов. Последние будут вынуждены изменить траекторию движения.
  2. Автомобиль, остановившийся на зебре, значительно снижает степень видимости для других участников дорожного движения. Из-за этого другие транспортные средства могут начать ехать, не заметив переходящих по разметке людей.

В обоих перечисленных случаях существенно повышается риск возникновения дорожно-транспортного происшествия с участием прохожих.Кроме того, водители обязаны уступать дорогу прохожим, если они встретились во время выезда или въезда на прилегающую территорию.

Во всех ситуациях преимущество имеют слепые пешеходы.

Уступить дорогу необходимо и людям, направляющимся к маршрутному транспортному средству со стороны дверей на автобусную остановку.

Для водителей пешеходный переход всегда был участком с высоким уровнем опасности.

Помимо вышеперечисленного, человек, управляющий транспортным средством, не должен:

  1. Совершать движение задним ходом.
  2. Совершать разворот.
  3. Оставлять автомобиль на зебре.
  4. Останавливаться на зебре.

Не редкостью является ситуация, когда степень видимости снижена из-за находящегося впереди транспортного средства. В подобных случаях легко не заметить пешехода на зебре.

ПДД регулирует этот вопрос следующим образом: если участок нерегулируемый и перед ним остановился или уменьшил скорость находящийся впереди автомобиль, остальные участники движения должны сделать то же самое.

Таким образом, выезд на зебру при ограниченной видимости запрещен. Согласно Правилам, для водителей пешеходный переход является участком с повышенной опасностью. Совершать обгон транспортного средства на нем запрещено.

Данное правило регламентируется пунктом 11.4 ПДД.

В действовавшей ранее редакции было написано, что совершение маневра запрещено только при отсутствии людей, проходящих по зебре. В настоящее же время действует абсолютный запрет на обгон. Нарушать его недопустимо даже при отсутствии пешеходов вблизи зебры.Таким образом, нововведение стало не только строгим, но и простым.

Водителям важно запомнить, что обгон на пешеходном переходе запрещен.

Из этого правила исключений нет. До недавнего времени данная ситуация была весьма спорной.

В связи с этим в Правилах дорожного движения обновился термин «пешеходный переход». Как было упомянуто выше, это понятие подразумевает участок дороги (в том числе и трамвайных путей), который оснащен знаками, разметкой, звуковой сигнализацией и предназначен для безопасного пересечения проезжей части прохожими. Ранее участок с рельсами, пересекающийся с зеброй, не давал преимущества пешеходам.Согласно нововведению, водители трамваев обязаны пропускать прохожих.

Однако последние должны осознавать, что данное транспортное средство имеет огромную массу и его нелегко остановить в экстренном случае. Согласно ПДД, и пешеходы, и водители являются участниками дорожного движения, при этом каждый из них должен удостовериться в безопасности планируемых действий.

Они регламентируются пунктом 13.1 ПДД.

Согласно Правилам, водитель во всех случаях обязан уступить дорогу пешеходам при повороте налево или направо. Кроме того, в этом случае преимущество имеют и велосипедисты.Данное правило действует в отношении как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков (в том числе с круговым движением). Если пешеходный переход оснащен светофором, водителям необходимо знать о том, что зеленый сигнал (одного направления, это важно!) чаще всего разрешает продолжать движение и прохожим, и транспортным средствам.

При повороте автомобиля направо или налево ситуация складывается таким образом, что траектории обоих участников пересекаются. В этом случае водитель обязан уступить дорогу прохожим.При необходимости продолжения движения в прямом направлении не нужно ехать сразу после включения зеленого сигнала светофора. Управляющий транспортным средством человек первоначально должен убедиться в том, что пешеходы завершили переход.

Если они не успели пересечь проезжую часть до того, как произошла смена сигналов светофора (с зеленого на красный), водитель должен дать им такую возможность.

При этом подавать звуковые сигналы, стимулируя пешеходов увеличить скорость, категорически запрещено.Прохожим также не нужно начинать стремительно перебегать дорогу в ту же секунду, как загорелся зеленый цвет. Подобным действием пешеходы буквально вынуждают водителей совершать остановку транспортного средства на зебре. А это уже нарушение, которое влечет за собой денежный штраф.

Пешеходам необходимо предоставить возможность автомобилям закончить проезд перекрестка. Регламентируются пунктом 12.18 Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно данному документу, денежный штраф накладывается на водителей, которые не предоставили преимущественное право пересечения проезжей части по зебре пешеходам и велосипедистам. Ранее его размер составлял от 500 до 2500 рублей.

В настоящее время — от 1500 до 2500 рублей.Штраф накладывает инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение.

Он же и осуществляет выбор размера компенсации из вышеупомянутого диапазона с учетом как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.Например, если обзор нарушителю закрывало впереди движущееся транспортное средство, которое не уступило дорогу прохожему, размер штрафа можно не только уменьшить, но и вовсе его избежать. Для этого необходимо ссылаться на пункт 14.2 ПДД. В нем сказано, что при ограниченной видимости, водитель обязан уменьшать скорость движения перед зеброй, если такой же маневр совершает находящееся впереди транспортное средство.

В подобной ситуации невиновность можно доказать фактом неоповещенности водителя относительно наличия людей на пешеходном переходе.Если же видимость ничем не ограничена, но при этом управляющий автомобилем человек не уступил дорогу прохожим, находящимся на зебре, на него накладывается штраф в размере 2500 рублей.Если водитель совершил нарушение впервые, это может расцениваться инспектором ГИБДД как смягчающее обстоятельство. В этом случае размер штрафа может составлять 1500 рублей.

Согласно статистическим данным, большинство дорожно-транспортных происшествий связаны с несоблюдением правил проезда автомобилей по пешеходному переходу.

В связи с этим в ПДД были внесены некоторые изменения.Основным нововведением является замена термина «пропустить пешехода». С 2018 года действует понятие «уступить дорогу».

Вопреки распространенному мнению, смысл данных терминов различен.

Ранее необходимо было предоставлять прохожим право преимущественного движения только тогда, когда они хотя бы одной ногой наступили на зебру. В настоящее же время водители обязаны уступать дорогу всем людям, находящимся в непосредственной близости от пешеходного перехода, но еще не ступившим на него.

В этом правиле есть исключение. Если пешеход только планирует наступить на участок дороги с разметкой, но при этом он разговаривает по мобильному телефону, водители не обязаны уступать ему дорогу. Автомобильное право Автомобильное право Автомобильное право Автомобильное право Автомобильное право Автомобильное право

Как безопасно проезжать пешеходные переходы?

Часть 2

Что делать, если поздно заметили пешехода?Как вы уже поняли из прошлой статьи, не бывает внезапно появившегося препятствия, бывает вовремя не замеченное препятствие. Даже если вы возьмете за привычку описанный алгоритм проезда пешеходных переходов, все равно нет 100%-й гарантии, что отныне и за всю жизнь вы ни разу не ошибетесь в оценке ситуации.

На этот случай – случай экстремальной ситуации – есть два приема:

  • экстренный объезд препятствия
  • экстренное торможение

Экстренное торможениеОб этом у меня есть отдельная и подробная статья, которая так и называется «Экстренное торможение», там я описал все детали процесса. Здесь дам краткие рекомендации. Наиболее эффективный прием торможения в экстремальной ситуации – тормоз в пол.

То есть резкое, сильное, ударное нажатие на педаль тормоза.

Сразу скажу, что педаль не сломается, а машина не кувыркнется вперед, все будет в норме, не волнуйтесь.Тормоз в пол – прием, подходящий как для автомобилей с ABS, так и без этой системы. Вы могли слышать, читать о том, что на машине без ABS тормозить в пол неправильно, нужно обязательно тормозить прерывисто или ступенчато, как это делает ABS.

Не отрицаю, есть такие приемы, но есть также и нюансы, с ними связанные.

Вот какие.Для чего мы тормозим? Чтобы остановиться перед препятствием максимально быстро, то есть с минимально возможным тормозным путем.

А для чего существует ABS? Понятно для чего – чтобы не допустить блокировки колес и юза при торможении.

Ну а нам, водителям что с этого?

А нам это дает две важные возможности:

  1. возможность избежать заноса во время торможения, что очень вероятно при торможении юзом.
  2. возможность изменить направление движения во время экстренного торможения, что невозможно при юзе;

Это все.

Если вы думаете, что ABS позволяет сократить тормозной путь, это не так.

Теоретически, юзом автомобиль проезжает чуть дальше, чем при торможении на грани скольжения шин по дороге. Чуть дальше. На практике – либо так же, либо даже короче, чем на грани скольжения.

Интересный эксперимент провели эксперты журнала Авторевю и изложили его в статье

«Есть ли ситуации, в которых АБС может срабатывать не так, как ей положено?»

.В итоге тормозной путь на льду на нешипованных шинах во всех случаях оказался наиболее коротким при торможении именно юзом по сравнению с другими способами, а самым длинным – тормозной путь при прерывистом торможении.Для чего же тогда прерывистое торможение?

Оно для того же, для чего и ABS – в первую очередь, чтобы не допустить заноса автомобиля, и во вторую – для водителей с особой сноровкой – чтобы объехать препятствие. Но не для того, чтобы сократить тормозной путь.Кроме того, прерывистое торможение неприменимо в экстремальной ситуации по двум причинам.

Первая – оно конфликтует с психологией водителя. Вы летите на живого человека, а вам надо отпустить тормоз – не получится. Вторая – в экстремальной ситуации человек совершает наиболее привычное действие.

Очевидно, что однократное нажатие на тормоз имеет куда большую ежедневную повторяемость, чем прерывистое торможение, поэтому подсознательно водитель нажмет на тормоз в пол.Отсюда вытекает и область применения прерывистого торможения – запланированное торможение на скользкой дороге, например, перед светофором, во избежание заноса. Но не в экстремальной ситуации.Так что преимущества и простота торможения юзом налицо, а недостатки…недостаток только один – машину может занести, она начнет вращаться, и тогда вы остановитесь перед бабушкой не передом, а боком или, в худшем случае, задом.

А вам не все ли равно, какой частью авто вы будете к ней повернуты? Тем более, что чем больше вращается автомобиль, тем меньше места в итоге занимает торможение, так что это вам еще и выгодно.

Именно на этом принципе основан такой прием высшего водительского мастерства как торможение вращением автомобиля.Экстренный объезд препятствияЭтот прием на водительском жаргоне называется «переставка». Честно говоря, не рекомендую в первую очередь прибегать к объезду пешехода, особенно неподготовленным водителям. Во-первых, у переставки есть скрытая опасность – при неумелом выполнении маневра (а у большинства водителей по умолчанию получается именно неумелый маневр) машина попадает в занос и улетает с дороги.

Вам же это не надо, правда? Описывать детали выполнения переставки я не буду, все равно без отработки не получится, и освоить этот прием вы можете на курсах контраварийной подготовки водителей.Во-вторых, с точки зрения ПДД, если в результате объезда препятствия вы совершите другое ДТП, скажем, заденете соседний автомобиль, виноваты уже будете вы. Хотя, конечно, если вам совершенно очевидно, что оттормозиться перед пешеходом вы не успеваете, лучше, конечно, уйти в сторону и задеть другой автомобиль, чем наехать на пешехода.

Да и пусть машину заносит, человека бы спасти.

Так что решайте.Почему пешеходы попадают под колеса автомобилей?Отдельная тема – поведение самих пешеходов на зебрах.

Я заметил, что пешеходы делятся на две большие категории.

Первые – которые заботятся о своей жизни и перед тем, как ступить на проезжую часть, убеждаются в безопасности перехода. Вторые – те, которые не заботятся о своей жизни и выходят, не глядя по сторонам.

А отдельные личности идут под зонтом или в капюшонах, а кто-то в наушниках, и не видят и не слышат происходящего вокруг.

Таких людей можно понять, ведь они догадываются о существовании п. 14.1 ПДД, который гласит:«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода»Знание ПДД, конечно, похвально, но это не гарантирует вам безопасность.

Ведь если вы соблюли правило, то ваш ближайший сосед по дороге может и не соблюсти. Что, собственно, и происходит, в результате чего пешеходы и гибнут под колесами… Это я пока взываю к здравому смыслу, но ведь этот здравый смысл прописан в тех же ПДД!

Посмотрим, что говорится по этому поводу в п. 4.5:«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств»Напишу то, что уже написал выше для водителей.

Дорогие читатели, пешеходы. Помните, пожалуйста, одну важную вещь: у любого автомобиля всегда есть тормозной путь. Это путь, который автомобиль НЕИЗБЕЖНО должен пройти с момента начала торможения до полной остановки. Автомобилю физически намного сложнее остановиться, чем пешеходу.

Вам встать – один шаг, а автомобилю при скорости 60 км/ч – несколько десятков метров, в лучшем случае. Так что при всем желании водителя машина не может встать на месте, как вкопанная, в одно мгновение.

Это вы так можете, а машина – нет. Учитывайте это при переходе дороги даже на зебре.Далее, что касается закрытого обзора, того самого

«стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность»

. Помните, когда вы не видите водителя, водитель тоже вас не видит.

А ему нужно время, чтобы вас увидеть и среагировать, а машине – чтобы остановиться после нажатия водителем педали тормоза. И когда вы выходите из-за припаркованного автомобиля или другого непрозрачного объекта, водителю может не хватить времени для остановки. Ведь у него есть тормозной путь…Короче говоря, возьмите ответственность за свою жизнь и не перекладывайте ее на водителя, который

«обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов»

Который раз мне вспоминается диалог Ипполита и Жени из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»: — Ну, хорошо, предположим, вы не помните, как вы попали в самолет.

Но, как вы вышли оттуда, вы должны были помнить?! — Да! Дааа! Помнить должен… Но я не помню…Именно так часто происходит и на дороге: водитель уступить должен был, но не уступил. А пешеход на зебре был уверен, что уступит…Как безопасно миновать зебру.

ИтогиДля водителей и пешеходов:возьмите на себя ответственность за безопасность движения и переходите/проезжайте зебру, только убедившись в безопасности. Водители — в том, что пешехода нет, пешеходы – в том, что водитель действительно уступает дорогу.Для водителей:

  1. Если вы ошиблись с оценкой обстановки, и спасти пешехода может только экстренное торможение, применяйте его – тормоз в пол, независимо от наличия ABS на автомобиле. Не применяйте прерывистое торможение на автомобиле без ABS, оно не для этого, да и все равно не получится.
  2. Узнать о наличии зебры вы также можете заранее по установленным знакам 5.19 «Пешеходный переход», которые, к тому же, сейчас делаются в желтой светоотражающей рамке, и нужно очень постараться, чтобы не заметить их. То есть начинать торможение перед зеброй нужно не тогда, когда вы увидели пешехода, а тогда, когда вы увидели дорожный знак «Пешеходный переход».
  3. Подъезжая к зебре, снижайте скорость заранее, независимо от того, видите ли вы пешехода или нет. Ведь когда пешеход уже показался в зоне видимости, уже может быть поздно…

Для пешеходов:

  1. Помните, что часто водителю нужно увидеть пешехода заранее, еще когда он не ступил на зебру. Этому могут мешать непрозрачные объекты на дороге и загораживать обзор.

    В этом случае выходите на дорогу очень аккуратно, не торопясь и убедившись, что это безопасно.

  2. Помните про наличие тормозного пути у автомобиля, и что водителю нужно время, чтобы вас заметить и среагировать, а машине – чтобы остановиться.

    Не всегда успех торможения зависит от водителя, даже если он законопослушный водитель и уважает пешеходов. Не говоря уже о тех, кто их не уважает.